Понедельник, 30 сентября, 2024

Принципы и методы

«Никто не может искренне утверждать, что определенный стиль айкидо является «истинным» Айкидо, и при этом утверждать, что существует стандартное Айкидо. В Айкидо никогда не может быть строгой однородности». Ширата Риниро

Айкидо – это путь Силы и Сострадания, который ведет к бесконечному совершенству личности и общества, через постоянную практику обучения от учителя к ученику. Айкидо придёт к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым с Вселенной. Все во Вселенной приходит из единого источника, благодаря единой Созидательной энергии. Всё на Земле является выражением этой универсальной любви. Сердце Вселенной бьется в гармонии со всем живым на Земле, восхищаясь его красотой. Каждый из нас должен бороться за то, чтобы принять этот ритм и почувствовать сердце Вселенной, что приведет к гармонии совершенного равновесия. Истинное знание – это опыт. Он изменяет концепции сознания и расширяет дух. Преемственность при передаче знаний очень важна, она означает продолжение духовного потока. Когда учитель принимает ученика, который станет продолжением его учения и философии, он несёт личную ответственность, а также ответственность за реакции общества и влияние на него этих знаний, за то, будут оно хорошим или плохим. То, что учитель принял ученика, ещё не дает никаких гарантий, потому что ученик и учитель — постоянно подвергаются проверкам. Если в какой-то момент, ученик перестает отвечать высшим стандартам, он лишается права учиться. Когда ученик сопротивляется обучению или допускает негативные мысли в отношении мастера, необходимую гармонию для отношений: «мастер и ученик» — невозможно создать. Внутренний рост имеет место только тогда, когда ученик обладает полным доверием и верой в мастера. Без открытой и доверительной готовности к наставлению высшее знание никогда не будет достигнуто. Как мастер должен быть достоин привязанности и доверия ученика, так и ученик должен быть достоин получать учения мастера. Техника не является товаром для купли-продажи, от ученика за свое обучение требуется: открытый ум, искренность, преданность и усердие. Лучше всего человек учится — преодолевая трудности, когда есть угроза жизни или здоровью — начинают работать инстинкты.

Основной ментальный принцип Айкидо: быть в состоянии готовности, без напряжения, к атаке множества противников. Один из принципов Айкидо, на которых основана техника – круговое движение. Оно аналогично силе вихревого смерча. При толчке, айкидока движется в направлении атаки, прибавляя свою силу к силе противника и аналогично, если противник тянет. Сущность тренировки состоит в том, что оба партнера совершенствуют свои движения и пытаются достичь реальной силы за счет правильного применения приемов и контроля противника. Основной компонент движения – время реагирования, формируется сочетанием скорости и концентрации энергии в данный момент в заданной точке. Также степень эффективности приёма зависит от движения центра тяжести и от выведения из равновесия атакующего, не давая возможности его восстановить. В момент потери равновесия, атакующий ещё сильнее удерживает вашу руку, чтобы удержать своё тело, а если захват полный, вы можете повести его энергию и перейти к технике. Направляйте свою энергию в слабые места укэ, используя её подобно взрыву (моментально).

Тренируйтесь с постоянным присутствием одухотворенной воли, воля, направленная наружу формирует образ, воля исходит из сердца.Развивайте несокрушимую твердость духа, вырастающую из преданности истине, презрения к личной выгоде, доброты и терпения. Стремитесь сами постичь смысл занятий, жить своим умом, откройте сами для себя пользу своей жизни. Учитесь смотреть на вещи с разных сторон, а учитель и практика помогут вам в этом. Экстремальные ситуации, ощущение смертельной опасности, создаваемые занятиями, способствуют мобилизации всех ресурсов психики и воспитанию силы духа (воли), которая проистекает из невозмутимого покоя сознания. Покой – основа беспредельного, а движение – способ существования беспредельного!

Притча, наставление на ПУТЬ (道):

«Мастер, — однажды спросил ученик, — почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость?

То, что ты называешь трудностями, — ответил Мастер, — на самом деле является частью твоей цели. Перестань с этим бороться. Всего лишь подумай об этом, и прими в расчет, когда выбираешь путь. Представь, что ты стреляешь из лука. Мишень далеко, и ты не видишь ее, поскольку на землю опустился густой утренний туман. Разве ты борешься с туманом? Нет, ты ждешь, когда подует ветер и туман развеется. Теперь мишень видна, но ветер отклоняет полет твоей стрелы. Разве ты борешься с ветром? Нет, ты просто определяешь его направление и делаешь поправку, стреляя немного под другим углом. Твой лук тяжел и жесток, у тебя не хватает сил натянуть тетиву. Разве ты борешься с луком? Нет, ты тренируешь свои мышцы, с каждым разом все сильнее натягивая тетиву.

Но ведь существуют люди, которые стреляют из легкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, — сказал ученик обиженно. — Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своем пути? Неужели Вселенная сопротивляется моему движению вперед?

Никогда не смотри на других, — улыбнулся Мастер. — Каждый выбирает свой лук, свою мишень и свое собственное время для выстрела. Для одних целью является точное попадание, для других — возможность научиться стрелять.
Мастер понизил голос и наклонился к ученику:
И еще я хочу открыть тебе страшную тайну, мой мальчик. Вселенной до тебя нет никакого дела. Она ничему не сопротивляется и никому не помогает. Туман не опускается на землю для того, чтобы помешать твоему выстрелу, ветер не начинает дуть для того, чтобы увести твою стрелу в сторону, жесткий лук создан лучником не для того, чтобы ты осознал свою слабость. Все это существует само по себе, вне зависимости от твоего желания. Это ты решил, что сможешь в этих условиях точно поразить мишень. Поэтому, либо перестань жаловаться на трудности и начинай стрелять, либо усмири свою гордыню и выбери себе более легкую цель. Цель, по которой можно стрелять в упор.»

Выражение «Осу»

(«Oshi Shinobu» — каллиграфия Хиромичи Нагано)

Каждому, кто практикует Айкидо Йошинкан известно слово «осу». Мы его произносим, когда заходим в додзе, начинаем занятие, когда сенсей показывает технику, когда мы друг другу наполняем бокалы пивом на вечеринке, и, особенно, когда сенсей эмоционально объясняет нам прием, технику, а мы не имеем ни малейшего понятия, что он от нас хочет. Лично я всегда говорю «осу» даже когда забираю одежду из химчистки или сдачу на заправке, удивляя тем самым, озадаченных кассиров. Но что же на самом деле значит «осу»? Есть ли какой-нибудь более глубокий смысл?

В Японии выражение «осу» используют только спортивные команды в университетах и в школах старших классов, а также большинство додзе изучающих карате. Несомненно, в повседневной жизни можно у
слышать «осу», но это будет всего лишь сокращенным вариантом от «Ohayo Gozaimasu» (Доброе утро). Насколько мне известно, единственный стиль Айкидо, использующий слово «осу» является стиль Годзо Шиоды — Йошинкан.

Университет Такушоку славится своими жесткими подходами и стилем преподавания. Мой бывший учитель по Кендо (капитан команды Кендо Университета Такушоку) много рассказывал про методы, используемые в стенах этого заведения. Честно говоря, у меня волосы становились дыбом от таких рассказов. Канче Сенсей часто бывал там. Поэтому, чтобы продолжить традиционные методы обучения того времени (Сюгьо), стиль Йошинкан использует слово «осу».

Китайский вариант написания этого выражения состоит из двух частей. Первая «Осу» имеет значение «заставлять, толкать (себя)». Вторая «Нин», японский вариант «Шинобу», которое, в свою очередь, обозначает «упорно добиваться, терпеть, сносить». Если соединить эти два понятия, то получится «заставлять себя упорно добиваться чего-либо, на тренировках, в повседневной жизни »

Таким образом, в контексте Будо, это слово обозначает вызов самому себе, а также готовность следовать определенному пути обучения.

Следует избегать многократного, бездумного повторения «осу» без особого повода. Теряется сама сущность и значения этого выражения, постоянно подстегивающее тренироваться все упорнее и упорнее. Ваше «осу» должно выходить из сердца, по настоящему вкладывая истинный смысл происходящему. По собственному опыту могу сказать, что неоднократно сталкивался с ситуацией, когда показывал и объяснял какую-либо технику, а в ответ слышал неискреннее «осу», похожее больше на «да, хорошо, только не трогай меня». Можно и не говорить, что я не допущу больше к занятиям таких людей, пока не увижу их желание получать знания.

Безусловно, человек, занимающийся Йошинкан Айкидо, не имеет права произносить «осу» без внутренней силы и соответствующего содержания. Естественно, это не значит, что нужно постоянно выкрикивать это волшебное слово, сотрясая стены, но следует сделать все от нас зависящее, ко всему относиться искренне и с энтузиазмом как на тренировках так и в повседневной жизни. Ведь Канче Сенсей всегда говорил «Aiki soku seikatsu» («Айкидо – это жизнь»). Желаю успехов на Ваших занятиях. Роберт Мастард Сенсей, 7 дан Айкидо Йошинкан

ТЫСЯЧА ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА «ОС»

Интерпретация 1

Во многих стилях каратэ мастера часто используют слово “осу” или “ос” для выражения своего отношения к процессу обучения. Существует множество толкований значения этого слова и его происхождения. Ниже приводятся некоторые из наиболее распространённых:
* По сведениям из хонбу додзё Сито-рю каратэ-до, слово “Осу” происходит от кандзи “О” и является вербализацией неявной концепции “О-Нин”. Буквально “О” означает “толкать, нажимать, давить”. “Нин”, напротив, означает “переносить, выносить, сопротивляться”. Таким образом, имеется очевидное противодействие двух сил – одна, из которых давит, а другая — сопротивляется этому давлению. Это слово произносят во время обмена приветствиями между старшими и младшими при входе в додзё, перед выполнением ката и после получения указаний от своего учителя.
* Слово «Осу» — это второе, редко используемое чтение иероглифа “синобу”, который имеет значение “терпеть”.
* В каратэ Кёкусинкай слово “Осу” используется как приветствие, а также часто заменяет выражения типа: «да, согласен, хорошо и извините меня». Молодые каратэка никогда не говорят «да» своим старшим, а используют слово «Осу» вместо этого.
* Согласно мастеру Ямадзаки Тэритомо, который был чемпионом Первого Всеяпонского Открытого Турнира по каратэ от Кёкусин Кайкан (1966), слово «Осу» имеет «десять тысяч значений, выражающих стремление бороться несмотря ни на что, преодолевая на своём пути физические, умственные и духовные препятствия, а также означает уважительные отношения между старшими и ответственность за взятые на себя обязательства для младших”.
* Согласно Камерону Квинну, видному австралийскому каратэка, который провёл три месяца, как ути-дэси в додзё Ояма Масутацу: “это слово охватывает бесконечное множество значений, а в самом простом смысле означает «устойчивость под давлением». Это слово выражает философию каратэ. Хороший ученик, как ожидается, должен иметь «дух Осу», чтобы познать суть каратэ.
* “Осу” означает “терпение, уважение и высокую оценку”. Чтобы развивать сильное тело и сильный дух, необходимо подвергнуться жёсткой тренировке, которую выдержать трудно. Каратэка приходится заставлять себя и “подталкивать” к тому, что он считает своим пределом. Ему хочется остановиться, но нужно бороться со своей слабостью и заставить себя победить. Чтобы сделать это, каратэка должен проявить упорство, волю, и, прежде всего, терпение. Это терпение есть “Осу”. Причина, по которой каратэка подвергает себя жёстким тренировкам в том, что каратэка заботится о самом себе. Такая забота есть признак того, что каратэка уважает себя. Это самоуважение развивается и превращается в уважение к своему инструктору и товарищам. Когда каратэка входит в додзё, он кланяется и говорит “Осу”. Это означает, что он уважает своё додзё и своё время, которое он тратит на тренировки там. Это уважение есть “Осу”. Во время тренировки каратэка подбадривает себя и заставляет себя работать, как можно больше. Когда он заканчивает тренировку, то он кланяется своему инструктору и своим товарищам и говорит “Осу” ещё раз. Он делает это из уважения к ним и из чувства признательности. Это чувство признательности есть “Осу”. Таким образом, слово “Осу” — это очень важное слово в каратэ. Оно выражает терпение, уважение и признательность. Все каратэка используют слово “Осу”, потому что оно напоминает им об этих важных качествах.
* Петер Урбан, основатель стиля Годзю США, который был ути-дэси в доме знаменитого мастера Ямагути (Годзюкай), утверждает, что именно Ямагути Гогэн ввёл слово “Осу” в практику каратэ. Слово “Осу” было общим “паролем” для всех выпускников Императорских Военных Училищ, по которому они узнавали друг друга. Подобные “пароли” существуют во многих учебных заведениях. В зависимости от ситуации, слово “Осу” означает: “да, привет, прощай, держи удар, терпи”. Это — “внутреннее” слово.

Интерпретация 2

«Oss!» — часто мы слышим. Специфика этого слова связана с Будо, поэтому речь пойдет о некотором недоразумении, которое заслуживает исправления.

Слово «Oss!» следует произносить как «Osu» (ударение на «О» и с выдохом), т.к. происходит оно от «OhayУgozaimasu» (Доброе утро), которое согласно традиции японского языка транскрибировалось в краткое «Osu» и, в общем-то, позволительно в употреблении только между близкими людьми. Кроме того, «Oss» может озадачить японца, т.к. имеет иной оттенок. Оно используется только в определенных «кругах», например, среди спортсменов, бандитов, хулиганов, мафии… Считается, что оно носит оттенок вульгарности, т.к. согласно японским культурным традициям — сокращение выражения вежливости непозволительно, поэтому это слово оставляет впечатление пренебрежения и лени, которая нарушает подчеркивание вежливости. В классическом додзё кюдо или кен-дзюцу поздороваться словом «oss!» нежелательно, т.к. вы сразу получите негативную оценку, если, конечно, из японской вежливости, они не пойдут вам на встречу ввиду вашего статуса иностранца. Необходимо знать и помнить, что «Oss» не соответствует понятиям Будо.

Но без Будо, относительно литературного японского языка, если вы умудритесь японца приветствовать «oss!», он будет удивлен, хотя, из-за японской вежливости и не покажет этого, но про себя отметит, что вы владеете знаниями японского языка на уровне ниже заурядного.

Почему же тогда это слово используется в каратэ? История каратэ недавняя и после 2-ой мировой войны некоторые группы каратэ были близки к хулиганской среде. Среди всех боевых искусств Будо, каратэ, в течение долгого времени, считалось наименее уважаемым. Это — факт, который нельзя отрицать.

Я считаю, что пора исправить это недоразумение, которое пойдет на благо статусу каратэ. Поэтому не вижу причин, чтобы, например, французский каратэка, использовал «oss!», как знак мало почетной маргинальности.

Мы называем место, в котором занимаемся — додзё, хотя, в большей части случаев, это происходит просто в спортивном зале. Мы также знаем, что каратэки приветствуют на пороге этого зала. Кому или чему он посвящает свое приветствие? Ответом им зачастую служит баскетбольная корзина, а также спины и зады каратэк, которые окружили ее, чтобы проиграть. Лично меня такая ситуация шокирует, т.к. согласно принципам Будо, все и вся имеет значимость и смысл.

Согласно культурной традиции Японии приветствие осуществляется на пороге додзё, затем иногда неоднократно, во внутренней его части — сначала приветствуется алтарь духов, дух додзё, и наконец, дух войны. Даже для тех, кто не являются синтоистами, акт приветствия является свидетельством уважения по отношению к додзё, где мы занимаемся с искренностью, уважением к учителю, который старается преподать нам важные вещи, уважения к ученикам, с которыми занимаемся…
Неприветствие Духа додзё в религиозном контексте означает, что многочисленные проблемы останутся не полностью решенными или двусмысленными, т.е. пространство Додзё наполнено Истиной, которая просветляет Разум. Это представляет некоторую сложность для тех, кто занимается, например, в школьно зале, т.к. им нужно усилие для концентрации, чтобы войти в состояние, которая подразумевается в додзё.

Я думаю, что мы должны научиться вхождению в определенное состояния Разума, каким бы ни были условия окружающего нас пространства, поэтому не следует осуществлять ритуал приветствия на «автопилоте», т.к. это идет в размер с принципами Будо.

Говоря о способе приветствия поклоном в японской культуре, в додзё следует отличать, по крайней мере, два способа. Один — в знак уважения или вежливости, которому характерно склонение головы. Другой — без наклона головы, в отношении партнера или противника, которому вы должны проявить уважение, но при этом, не теряя бдительности.

Однако на выступлениях или соревнованиях мы часто видим эту ошибку. Японцы трактуют это, как неумелое подражание уроженцев Запада японским ритуалам, поэтому к ним нужно быть снисходительными. Я думаю, что такая оценка неприятна. Достаточно знать и хорошо применять эти, столь простые вещи.

Между тем, кто думает, что единственная форма – это «поклон противнику» и, следовательно, приветствует им в додзё, как ему кажется с наилучшими намерениями, на самом деле делает агрессивный и провоцирующий жест по отношению к другим, и в старые времена мог бы быть сразу же атакован.

Каратэ — боевое искусство, поэтому необходимо знать обе формы приветствия для того, чтобы их применять согласно ситуации.

Интерпретация 3

Как-то я попросил знакомую японку написать о значении этого слова, и вот что она написала. Приведу дословно и прошу помнить, что русский для неё не родной.

В н астоящее время «Осс» часто встречается в области «Каратэ». В широком смысле оно употребляется как «внушать себе боевой дух» или «приветствие кому-либо».

Однако происхождение этого слова не определено в японском языке. Так есть одна версия, что «Осс» было сокращением «Ohayo gozaimasu» (Доброе утро). И его словосочетание состоит из двух иероглифов, подобранных по фонетическому совпадению.

Японские воины сначала употребляли «Осс» в качестве сокращённого приветствия «Охайо гозаймасу». Но поскольку вопрос связан с Каратэ, мы здесь рассматриваем его как широко употребляемое приветствие в мире Каратэ.
«Оссу» состоит из двух компонентов и читается «Осс» (слово «Оссу» звуку в слоге «ссу» не произносится, поэтому в транскрипции «Оссу» пишется «осс».) Но, если бы эти два иероглифа были разделены, тогда их нужно было бы прочесть по куну «Оситэ синобу» и перевести «подавляя, выдержать». Однако прочтение имеет многозначность. Прежде всего, это зависит от определения значению слова («Кёкусин-каратэ» — один из самых популярных направлений области «Каратэ», определяют «Осс» как значение с уважением, благодарностью, терпением). В большинстве случаев, в этих словах заключается смысл, как духовность боевого искусства «Буси-до». Вот, например, в самом начале древне-японской повести «Хэйкэ-моногатари» написано предложение: «Излишняя гордость приводит к гибели». В нём говорится о том, что если у гегемона есть сильная мощь, то она когда-нибудь обязательно приходит в упадок. А Каратист должен закалять себя своими приёмами (Baza), но одновременно должен относиться ко всем со скромностью, т. е. не иметь самоуверенности, хвастовства, высокомерия и т. д. Ему нужно следовать духовному голосу и снова продолжать достигать вершины каратэ. Таким образом, слово «осс» для каратиста служит заповедью.

К тому же, каратэ неизбежно связано с опасностью. При матче каратист должен атаковать противника своими приёмами, получать атаку, испытывать боль. От него всегда требуется сосредоточиться на себе. Если он борется с поверхностным духом, то он будет проигрывать. Так что, он часто внушает себе боевой дух.

Заметим, что Каратэ существует не для выступления с личными нападками на кого-л., а является нравственным самосовершенствованием. И так, говорят, что «каратэ начинается приличием, кончается приличием».

Интерпретация 4

В мире каратэ есть такое слово-пароль, как «ОС». Иногда его записывают иероглифами, означающими – собраться с духом. Его происхождение и происхождение иероглифического написания точно неизвестны.

В коллективной жизни такие общеупотребительные слова, поддерживающие микроклимат внутри группы и выражающие общий дух и настроение, не являются редкостью. Нет такого предписания, которое говорило бы, что должно использоваться именно слово «ОС». Вместе с тем нельзя, чтобы все выражали свою волю (да или нет) и свои идеи этим словом. Феодальный обычай беспрекословного подчинения других, обычай вторжения в личную жизнь человека должен уйти в прошлое. Что касается слова «ОС», то каждый человек сам определяет, как он будет его использовать. В его употреблении нет ничего дурного, но нет нечего хорошего.

Если это слово обладает особым смыслом, заставляющим толпу замолчать и пасть на колени, то возникает проблема того, кто и где может использовать это слово. В нём слышится особый смысл, отличающий его от других обычных приветствий, поэтому часто появляется чувство несоответствия и неуместности, как будто попадаешь в совершенно другой мир. Однако если это слово используется в хорошем смысле в коллективе для взаимопонимания – это хорошо. Как бы то ни было, использование этого слова – дело самих каратистов.

Чересчур частое использование этого слова – признак молодости. Но я думаю, что это лучше, чем полное молчание и невыражение своих чувств. Хошу Икеда, «О сути каратэ»

СИНТАЙ ТАЙСО — физическая подготовка

Физические упражнения служат развитию важных для последователя боевого искусства качеств. К ним относятся упражнения для развития физической силы, упражнения для развития гибкости, упражнения, развивающие скорость, методы развития выносливости, а также специальные практики, развивающие ловкость и координацию движений. Кроме специальных упражнений, входящих в соответствующие разделы, развитию этих качеств, служит выполнение техники в различных режимах. Например, технические приемы можно выполнять с высокой скоростью, что развивает скоростно-силовые качества, многократные повторения развивают выносливость, тренировка с акцентом на дыхании развивает дыхательную систему, сопротивление развивает силу, усложнение технических действий выполнением их на наклонной или на узкой поверхности развивает координацию и ловкость и т.п. Методы развития физических качеств: К ним относятся упражнения, выполняемые с партнёром «сотай доса», упражнения, выполняемые в одиночку «тандоку доса» и упражнения, выполняемые с дополнительными предметами «кигу хо», например, с отягощением в руках и прочие. Физические упражнения делятся также на подготовительные «дзюмби ундо», основные «тайсо ундо» и завершающие «сэйри ундо».

СЭН-ХО — тактическая подготовка

Тактическая подготовка является очень важным элементом общей подготовки в любом виде боевого искусства. Существует множество тактических приемов, но основных видов тактики можно выделить несколько. Это «сэн», «сэн но сэн», «тай но сэн», «го но сэн» и «ки но сэн». Технические действия боевого искусства могут быть использованы в различных ситуациях. Владение тактическими приемами учит применению техники в схватке.

5 принципов использования тактики (сэн но гохо):

  • Проявление инициативы (Сэн).
  • Захват инициативы (Сэн но Сэн).
  • Отбор инициативы (Го но Сэн).
  • Перехват инициативы (Тай но Сэн).
  • Захват энергетики (Ки но Сэн).

СЭН

Проявление инициативы в боевом искусстве выражается атакой, таким образом, использование принципа сэн проявляется в атакующей тактике. Сэн – это атакующая тактика, при которой атака проводится постоянно, подавляя защиту противника. Это полный захват инициативы, начавшийся практически с самого начала схватки. Неожиданное нападение это также сэн.

СЭН НО СЭН

Принцип сэн но сэн проявляется в атаке, начатой в тот момент, когда противник планировал атаковать вас, и уже решился атаковать, но еще не сделал этого или только-только начал предпринимать какие-либо действия в этом направлении. Этот короткий миг и является моментом вашей атаки в тактике сэн но сэн. Таким образом, можно сказать, что инициатива, которую он планировал проявить, была в самом начале захвачена вами.

ГО НО СЭН

Го но сэн – это перехватывание инициативы. Этот вид тактики предполагает вызов атаки противника, а затем контратаку, выполняемую в момент, когда противник уже не может остановить своих действий. На начальном этапе подготовки, этот тактический прием обычно проявляется проще: он предполагает контратакующие действия, проведенные после того, как атака противника завершена и его Ки иссякло. Например, это может быть контратака после проведения противником захвата или после окончания удара, от которого вам удалось уйти.

ТАЙ НО СЭН

Тай но сэн – это синхронная контратака, при которой вы атакуете противника в момент его атаки. При этом, ваше действие заканчивается почти одновременно с действием противника, возможно, несколько опережая его. Применение принципа тай но сэн является одним из наиболее сложных в боевом искусстве, и также одним из наиболее эффективных. Синхронная контратака позволяет последователю Школы добиться сложения сил и скоростей, что делает его технику намного более эффективной и практически лишает противника возможности защищаться. В случае тай но сэн вы начинаете свою контратаку почти одновременно с атакой противника и заканчиваете ее в тоже время, смещая его атаку в сторону или уходя с линии его атаки. К тай но сэн также относятся приемы айки наге.

КИ НО СЭН

Ки но сэн – это захват энергии противника, подавление его. Этот метод неразрывно связан с понятиями киай и айки и его реализация возможна на высоком уровне овладения боевым искусством.

СИНРИ-ХО — психологическая подготовка

Приёмы психологической подготовки существовали в традиционных боевых искусствах еще в глубокой древности. Некоторые методы и тесты психофизического характера включены даже в «дэншо» традиционных Школ (перечни технических действий, которые переданы адепту Школы). К приемам синри-хо относятся некоторые медитативные приемы «мокусо», приемы, связанные с концентрацией на дыхательных упражнениях, практики психофизической релаксации и концентрации, методы визуализации и внутреннего настроя. На мастерском уровне практики усложняются и включают более сложные приемы психофизического тренинга.

РИРОН — теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка довольно разносторонняя. К ней относятся знание принципов выполнения технических действий, знания биомеханики и физиологии, история, психологические и философские концепции, понимание символики, понимание иерархии и правила общения, основные принципы боевого искусства.

5 принципов боевого искусства (гори но Бугэй):

  • Принцип естественности (сидзэн-ри).
  • Принцип достижения результата минимальными усилиями (ин син тонкэй).
  • Принцип единства оружия и тела (кен тай ичи йо).
  • Принцип своевременности (до ай).
  • Принцип текучести (нагарэ-ри)

СИДЗЭН-РИ

Принцип естественности и рациональности положен в основу всех видов традиционного и современного боевого искусства и предполагает применение любых технических действий выполняемых в бою или на тренировке таким же образом, как и других движений, используемых в обыденной жизни. Добиться такой естественности можно, лишь осознав, что вся жизнь последователя Школы боевого искусства является его тренировкой.

ИН СИН ТОНКЕЙ

Этот принцип говорит о необходимости использовать технические и тактические навыки, не противопоставляя противнику физическую силу или другие, чисто физические характеристики. Знание биомеханики и анатомии, а также использование ряда других аспектов боевого искусства приводят к реализации этого принципа, позволяя добиться результата минимальными усилиями.

КЕН ТАЙ ИЧИ ЙО

Этот принцип говорит об осознании себя самого, как оружия, а оружия, как не более чем полезный, но не необходимый в поединке предмет. В случае с использованием оружия, оно должно стать естественным продолжением руки адепта.

ДЭ АЙ

Любое техническое действие должно быть выполнено в нужном месте и в нужный момент времени иначе оно становится бессмысленным. К примеру, блок от удара в голову выполненный раньше или позже этого удара превращается в ненужное действие, приводящее в первом случае к потере энергии и раскрытию своей защиты на других уровнях, а во втором случае может стать просто невозможным.

НАГАРЭ-РИ

Принцип текучести предполагает плавное изменение технических действий, смену тактики, немедленно видоизменяющую рисунок боя в зависимости от ситуации, как вода, мгновенно заполняющая каждую вновь появившуюся пустоту. Мастера боевых искусств считают, что этого можно достичь, обладая большим арсеналом технических действий и умением применять их в любой, даже самой нестандартной ситуации. Важным аспектом этого является применение принципа текучести для своего сознания, которое не должно фиксироваться на мыслях о каких-либо технических приемах или фазах ведения поединка.

5 принципов выполнения боевой техники (ги но гори):

  • Уход с линии атаки (каваши).
  • Выведение из равновесия (кузуши).
  • Расслабление и не использование мускульной силы (ясумэ).
  • Использование силы противника, его «связывание» (мусуби).
  • Использование знаний анатомии и биомеханики для приложения силы (ваза).

Принципы Айкидо-Йошинкан

«Основы — это всего лишь направляющий принцип. Ваша самая сильная позиция — это та позиция, которая подходит вашему телосложению. Вас не могут ей научить, вы должны найти её для себя сами, однако всегда основываясь на базовых принципах».

Слова Сокэ Годзо Шиоды.

  1. ЧУСИН-РЁКУ (СИЛА ЦЕТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ)
    Одной из основ АЙКИДО является принцип сохранения прямой центральной линии тела (чусин-сэн). Если при исполнении любых техник вы будете допускать колебание туловища, бёдер, ног, то вы не сможете согласовать работу всех частей тела, а, следовательно, ваша техника не всегда будет эффективна. Если вы научитесь всегда сохранять сильную центральную линию, то вы сможете освоить сфокусированную силу, которая даст вам сильную стойку (КАМАЭ), концентрацию и силу дыхания.
  2. СЮЧУ – РЁКУ (СФОКУСИРОВАННАЯ СИЛА)
    В Айкидо очень важно, чтобы при исполнении любых техник все части вашего тела двигались согласованно. Таким образом, сила, которую вы сможете развить, будет больше, чем сила раздельно работающих мышц. С помощью «Сючу-Рёку» вся сила, которая сводится вместе, может быть направлена в одну точку, усиливая любую технику. Концентрирование веса на больших пальцах ног поможет сфокусировать силу.
  3. КОКЮ-РЁКУ (СИЛА ДЫХАНИЯ)
    Когда восприимчивость, дыхание и ритм сводятся вместе, рождается «Кокю-Рёку», или сила дыхания. Вы и ваш партнёр становитесь одним целым, и это единство позволяет вам лучше управлять вашим уке, предопределять его движения и реагировать спонтанно.
  4. КИ (ЭНЕРГИЯ)
    Одно из самых загадочных феноменов восточных единоборств. В Китае это «Чи» («Ци»), в Индии это «Прана», в Японии это «Ки». «Ки» — это когда при исполнении техник, правильная стойка, центральная линия, дыхание, сфокусированная энергия, тайминг складываются вместе. Это также «внутренняя энергия», «сила духа», то, что позволяет мобилизовать внутренние (скрытые) ресурсы организма в экстремальных ситуациях.
  5. ИРИМИ (ВХОЖДЕНИЕ)
    Принцип движения на встречу противнику, обходя линию его атаки и не сталкиваясь с ним.
  6. ТЭНКАН (ПОВОРОТ)
    Круговое движение позволяет изменить направление силы противника, не прерывая потока энергии. Круговое движение также существенно усиливает любой приём.
  7. ТАЙМИНГ (ПРАВИЛЬНОЕ ВРЕМЯ РЕАГИРОВАНИЯ)
    Идеал Айкидо — это использование малой силы с максимальным эффектом. Если вы реагируете на атаку слишком рано, то уке может раскрыть ваши намерения и атаковать по-другому, если реагируете поздно, то можете не уйти от атаки! Вы должны применять свою технику именно в тот момент, когда он вовлечён в атаку.

Цунео Андо: Айкидо Ёсинкан — сила центральной линии (начало)

Сб, 11/21/2009 — 15:13 — admin

Летом этого года в Германии была переведена и опубликована книга сэнсэя Андо «Chushin Ryoku no Jidai». Перевод с японского языка на немецкий осуществил ученик сэнсэя Нагано — Стефан Билл. Книга состоит из двух частей. Книга 1 является собранием статей, которые сэнсэй Андо писал для японского журнала посвященного будо — «Хидэн» и в которых собраны воспоминания и истории того времени, когда он был ути-деси сэнсэя Сиоды. Книга 2 охватывает техническую часть с объяснениями базовых техник и как они могут быть применены в случае самообороны. Фотографии всех техник были специально сделаны для немецкого издания книги.

С разрешения Олега Абращева, скоро мы выложим несколько глав этой книги в его собственном переводе. Уверены, что это будет замечательным подарком всем ценителям Айкидо Ёсинкан и вызовет желание иметь эту редкую книгу в оригинале у себя дома.

Айкидо Ёсинкан — сила центральной линии.

Посредством будо познать свою истинную сущность.

Книга первая — Теория.

Об авторе: Андо Тсунео

Андо родился в 1958 году в Ниигаме, Япония. В студенческие годы, обучаясь на инженерном факультете университета Токусимы, он впервые столкнулся с айкидо. По окончании университета Андо некоторое время работал в одной из крупных японских торговых фирм, однако вскоре принял решение профессионально обучаться айкидо как ути-деси в мировом центре Ёсинкан хонбу-додзё в Токио.

В 1994 году перед смертью своего учителя — основателя стиля, Годзо Сиоды — Андо даёт ему обещание «стать настоящим Мастером». После 20 лет суровых тренировок Андо открылся секрет айкидо: сила центральной линии. В 1996 году он основывает школу Ёсинкан «Айкидо Рю», чьим бессменным руководителем является и по сей день. Город Ураяси префектуры Тиба является центром преподавательской деятельности Андо. Стиль обучения Андо доступен и понятен — он уделяет большое значение базовым принципам и основам. Андо известен не только в Японии — всё больше и больше практикующих айкидо со всего мира приезжают принять участие в его тренировках.

Помимо обычных тренировок в додзё, он преподаёт айкидо в начальных школах и проводит курсы самообороны для женщин. Андо является обладателем одной из самых высоких мастерских ступеней (8-й дан) и по прежнему продолжает стремиться к постижению сущности айкидо.

Предисловие к немецкому изданию:

Хиромичи Нагано, руководитель Европейской Федерации Айкидо Ёсинкан.

«Ходишь ли, стоишь, сидишь или лежишь — тренироваться в любой жизненной ситуации — вот наилучшее додзё».

Эту поговорку постоянно цитировал наш дорогой учитель, Годзо Cиода. Она означает, что тренировка не заканчивается за пределами додзё, мы должны тренироваться всегда и везде.

В японском языке есть термин сидзентай, что означает — естественное положение тела. Мы стараемся в каждой ситуации сохранять эту естественность и тренируемся ежедневно, чтобы стать мастером сидзентай.

Говорят, что человеческое тело состоит из 60 миллиардов клеток. Я не знаю, какое количество клеток мы обучаем за одну тренировку айкидо, но раньше говорили, что мастером становятся только после десяти лет ежедневных тренировок.

Эта книга — квинтэссенция многолетнего опыта автора: 20 лет ути-деси у Годзо Сиоды и последующий самостоятельный путь.
Любому, рожденному в этом незнакомом мире требуется мужество. Пусть же эта книга послужит маяком к счастливой жизни каждому читателю и практикующему айкидо.

Мюнхен, 17.11.2008

Введение

Айкидо меня побудил заняться короткий разговор со старшекурсником-земляком.
Будучи студентом я думал: «Хочу интенсивно тренировать тело и дух, и излучать уверенность». По счастью земляк оказался капитаном студенческой команды секции карате, и я спросил его совета.

Глядя на моё хилое тело, он сказал: «Андо, ты маленький, а для карате важна сила. Тебе больше подойдёт айкидо!»
Не имея ни малейшего понятия о том, что это такое, я записался на секцию айкидо в своём университете. С тех самых пор я стремлюсь постичь сущность айкидо.

На дворе 21-й век, и я думаю, что наступило время, в котором без айкидо не обойтись. Поскольку оно позволяет ощутить нашу связь с телом, закаляет тело и дух и изменяет нас в процессе тренировки.

Одним умом этого не понять; айкидо — это скорее боевое искусство, где нужно прислушиваться к индивидуальному опыту. Я часто говорю своим ученикам: «Точные ответы на ваши вопросы заложены в вашем теле».

Действительно, во время занятий замечаешь слабые места в своей технике. А раз мы замечаем ошибки, то в состоянии их исправить. Поэтому каждый практикующий айкидо может стать настоящим Мастером.

Во время выполнения техники, когда партнёр бросается и контролируется без применения грубой силы, ключевой момент — это чувство «связки» с партнёром. Если партнёр «является» частью вашего тела, его можно контролировать в любой момент.

Это чувство и единение с внутренним «Я» и составляют основу айкидо. Я бы хотел, чтобы еще больше людей получили радость и наслаждение от объединения человека с человеком, сердца с сердцем, истинной сущности с истинной сущностью а также познавания духа и тела. Ведь мы живём в бурное время, затрагивающее общество и каждого из нас. Кроме того, я следую желанию читателей журнала Хидэн (японский журнал о боевых искусствах, в котором публиковались статьи Андо. Название хидэн происходит от английского «hidden» — секрет, тайна, сокрытое.) о продолжении публикаций в виде книги, где и будет собран весь материал.

Если эта книга внесёт хотя бы небольшой вклад в мир айкидо — я буду очень счастлив.

12.06.2001 Андо Тсунео, руководитель Айкидо Ёсинкан Рю.

Первая рекомендация: Айкидо — мой спутник жизни.

Президент Федерации Айкидо Ёсинкай: Ямада Хидео.

Андо был очарован «божественной техникой» покойного основателя айкидо ёсинкан, Мастера Сиоды, и, полный энтузиазма, стал его учеником. В настоящий момент Андо трудится в местности «Ураяси» — слово-эвфемизм для старой империи Ямато — используя свою школу Айкидо Рю как отправную точку для распространения и развития айкидо ёсинкан. То, каким образом, целенаправленно и глубоко, Андо изучает айкидо, не теряя при этом чувства юмора, очень сильно напоминает покойного Сиоду. От всего сердца желаем Андо большого успеха в мире айкидо.

Перед Вами книга, в которой Андо объясняет принципы и техники айкидо. Она может служить хорошим вводным пособием для новичков. Дух этой книги можно довольно точно описать словами покойного Сиоды: «Ходишь ли, стоишь, сидишь или лежишь — тренироваться в любой жизненной ситуации — вот наилучшее додзё». Следуя этому принципу, заниматься айкидо — совсем несложно, поскольку практиковать можно всегда и везде.

Андо подчёркивает, что «айкидо могут заниматься как мужчины, так и женщины, любого возраста» и, базируясь на своём опыте, в доступной форме описывает основные принципы.
Духовный аспект айкидо — это гармония. Я уверен, что каждый, кто прочтёт эту книгу, проникнется гармоничным духом Андо и подружится с айкидо.

Сиода, видя опустошение Японии после войны, ругался: «Сонные японцы, да проснитесь же!» Он придерживался той точки зрения, что «именно дух айкидо является основой для послевоенного восстановления Японии». Кроме того он ставил своей целью при помощи этого духа «стремиться к миру во всём мире через духовное и физическое образование людей». Андо тоже упоминает, что «боевое искусство айкидо — эффективный путь для осознания подлинных отношений между людьми». Современная Япония — общество информации и высоких технологий, где межчеловеческие отношения отходят на второй план и становятся поверхностными. На айкидо возлагается большая надежда в восстановлении подлинных межчеловеческих отношений.
Сиода говорил, что «айкидо становится интересно заниматься только начиная с 70-ти лет». Каждый может воплотить принцип «гармонии в конфронтации» и тренироваться даже в преклонном возрасте без опасности перенапряжения. Кроме вышеназванного, айкидо полезно и как средство самообороны, и как тренировка духа и тела.

Я очень хочу, чтобы в процессе чтения этого вводного пособия вы подружились с айкидо, и буду счастлив если нам удастся вернуться к старой форме межчеловеческих отношений. Я неустанно молюсь о том, чтобы эта книга, которую без сомнения можно назвать плодами тренировок Андо, «повысила цены на бумагу в Лояне». (Эта старая китайская поговорка означает, что книга хорошо продается. Город Лоян, который находится в провинции Хэнань, был столицей Китая. Знаменитый писатель опубликовал там свою книгу о столицах трёх государств: Вэй, Шу и Ву, над которой работал в течении 10 лет. Это произведение быстро стало бестселлером. А поскольку книгопечатной техники в то время еще не было, народ начал скупать писчую бумагу, чтобы сделать себе копию. Цены на бумагу в Лояне моментально взлетели.)

Вторая рекомендация: Людей характеризуют их хобби.

Сасаки Масандо: мастер-инструктор Айкикай Хонбу Додзё.

«Лягушка — это [уже] лягушка, но человек — [еще] не человек».

Эта поговорка означает, что хотя человек и рождается человеком, для того чтобы стать «целостным человеком» не достаточно удовлетворения одних только физиологических потребностей.

Благодаря воспитанию, живое существо породы «человек» становится человеком. В соответствии с поговоркой: «В душе трёхлетнего ребёнка наша жизнь до ста лет», окружающий нас мир формирует мировоззрение до трёхлетнего возраста, которое является определяющим на всю жизнь. Лучшее доказательство тому — две девочки-волчицы, найденные в Индии, в Калькутте, в 1920-м году. Одной девочке было предположительно пять лет, другой два года. Двухлетний ребёнок вскоре умер, другая же девочка 15 лет находилась на воспитании у человека, который её нашёл. За это время она выучила всего 40 человеческих слов, и когда было необходимо быстро передвигаться, передвигалась по образу и подобию волков — на четвереньках.
Эта история показывает, что среди всех живых существ только человеку необходимо воспитание.

Есть черты, присущие только человеку, из них три главных:
1) Только человек работает, производя при этом что-то.
2) Только человек имеет хобби, благорадя которому он старается из человека несовершенного развиться в целостную личность.
3) Только человек способен к самопожертвованию ради других людей, государства, общества.

Каждый, кто пришёл в этот мир, должен будет умереть. Кроме того мы не можем произвольно выбирать свою национальность, эпоху, социальное положение, пол, своих родителей. Поэтому особенно важно то, как человек живёт и как умирает. И наши хобби помогают в этом. Поэтому учителя и оказывают такое значительное влияние, ведь недаром говорится: «Вместо того, чтобы три года заниматься, лучше ищи себе три года хорошего учителя!»
Среди всех видов искусств, которые мы, японцы, практикуем, мы особенно горды кодексом чести самурая — недаром во всём мире Япония ассоциируется именно с будо и самураями. Ведь самурайский образ мышления о жизни и смерти определяет поведение японца — а именно, вести жизнь насыщенную, ведь смерть так или иначе неизбежна. Так же, как мать воспитывает своего ребёнка, вкладывая в него всё своё сердце, настоящая ценность жизни состоит в том, чтобы узнавать людей и учения, за которых без сожаления можно поставить на кон собственную жизнь.

Шеф фирмы Chemicoat AG, Исака Акира, человек, которого я уважаю больше всего на свете, в настоящее время переводит свою фирму на ISO 14001 (международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента. Chemicoat AG с 1999 года перешла на этот стандарт и активно выступает на поприще защиты окружающей среды.) Ради этого он ставит на кон свою жизнь и благодаря своей работе вносит большой вклад в дело охраны окружающей среды, кроме того он вот уже 40 лет практикует айкидо. Мастер Андо Тсунео, с которым я познакомился благодаря Исаке Акиро, и который занимается в той же школе айкидо, опубликовал книгу, которую Вы держите перед собой. Айкидо — выражение космической истины, оно выражает себя в мире как «боевое искусство объединения», как искусство гармонии.

Кто практикует айкидо, стремится к гармонии. Я глубоко убеждён — айкидо полезно для воспитания детей, для здоровья тела и духа, для всех людей, распознавших настоящий смысл жизни и стремящихся вести жизнь, наполненную смыслом — а потому я от всего сердца рекомендую эту книгу мастера Андо: она базируется на образе мышления покойного Уесибы.

Глава 1. Айкидо — обнаружить истинное «Я».

Что такое айкидо?

Айкидо. Может быть Вы что-то слышали об этом, но не знаете наверняка, что же это такое. Большинству людей айкидо по прежнему не знакомо. Однако айкидо содержит множество элементов, необходимых для людей и для общества. Особенно сейчас, в начале 21-го века, когда элементы боевого искусства и философия, на которой оно основана, рассматриваются с такой скурпулёзной точностью. Я ощущаю, что мы, страстные приверженцы айкидо, должны искать подход к людям, и быть настолько убедительными, чтобы люди захотели интегрировать айкидо в свою жизнь.
Как объяснить айкидо?

Когда говоришь о карате или о боксе, при помощи жестов можно хотя бы примерно показать, что имеешь ввиду. Айкидо же, по большому счёту, так не объяснишь, поскольку наблюдая за стойками и базовыми движениями едва ли можно что-то понять. Единственное что остаётся — попробовать самому. Короче говоря, объяснить сложно, но в общем и целом: айкидо — это эффективный способ самообороны, где благодаря энергии, исходящей из нашего тела, проявляется сила нашего истинного «Я».

Последовательное выполнение роли ситэ (выполняющий технику, защищающийся) и укэ (нападающая сторона) развивает способность воспринимать ощущения противоположной стороны и способствует улучшению межчеловеческих отношений.
Кроме того занятия айкидо укрепляют в человеке уверенность в собственных силах. Так же, как и в других боевых искусствах и видах спорта — человек радуется своим достижениям, радуется выполнению движений, которые изначально казались такими тяжелыми и даже невозможными.
Из-за того, что в ёсинкан практикуются определённые формы техники, обстоятельный разбор техники неизбежен. А это означает, что каждый может выбрать удобный для себя ритм занятий и продвигаться вперёд в этом ритме. И в заключение — тренировки формируют сильный характер. Наше тело выражает наши мысли и чувства. Есть и обратная связь: усиление нашего тела будит в нас до сей поры нераспознанное истинное «Я».
Помните главное: Сиода часто говорил, что подходит любой повод, с которым человек приходит в айкидо, необходимо только разумно тренироваться. Тренироваться разумно. Это значит, что неправильные представления, очень легко уводят в сторону с верного пути. В этом ключе, прислушиваться к советам равно как и готовность послушно тренироваться в соответствии с ними, имеют большое значение.

Путь гармонии

Будучи уже в летах, основатель айкидо Морихей Уесиба так объяснял цель айкидо: «Айки не является искусством побеждать противника. Это искусство умиротворения, призванное объединить человечество в одну семью. Это означает, сердцевина айкидо в том, чтобы войти в резонанс с движениями вселенной, войти в резонанс с каждой вещью в космосе. Благодаря каждодневным тренировкам практикующие должны придти к пониманию этого». Сиода объяснял: «Говорят, айкидо — искусство гармонии, и я думаю, тому есть простое объяснение. Это означает, в конфликтных ситуациях рассеять враждебный настрой противника. Тем самым мы создаём гармонию. Это ни в коем случае не компромисс. С помощью этой гармонии мы как бы «вербуем» противника на свою сторону. Он становится кооперирующим, со-действующим. Именно это и обозначает гармонию в конфронтации. Только в высшей степени добродетельный человек способен на это. Основа для этого — развитие собственной «центральной силы».

Как я понимаю, гармония не означает просто хорошего отношения к своему напарнику, это скорее выплавливание собственного «Я». Благодаря этому естественным образом проявляется гармония. Основа — стабилизирование собственого центра. Слаженная работа укэ и ситэ, к примеру, является естественным проявлением гармонии. Этот принцип заложен в основе всех техник айкидо.

Будучи укэ у Сиоды, я неизменно думал, что он непобедим. Неописуемая сила пронизывала моё тело, даже если я пытался оказывать сопротивление. Еще до того момента, как я начинал понимать, что происходит, мы становились одним целым, и это ощущалось как рассеивание моей силы. Возникало «состояние сотрудничества». Сиода говорил, что эта техника основана на центральной линии. Такого рода связь, ту, что Уесиба называл «единением со вселенной», ту, что Сиода называл «единением с природой» или «стать с противником единым целым», не является достоянием людей со сверхъестественными способностями. Скорее речь здесь о силе, которой в равной степени наделён каждый из нас. Этому даже есть научное объяснение. Говорят, что человеческая кровь на 65% состоит из тех же элементов, что и море доисторических времён. Человеческое тело — космос в миниатюре. Вспомним уроки физики, все тела, в том числе и наши, состоят из атомов. Когда атомы воздействуют друг на друга — возникают вибрации. В терминах айкидо это означает, что мы должны активировать эти колебания атомов из самых недр нашего тела. Затем, мы можем тонким образом воздействовать на эти колебания, собирая их, а затем взрывным образом высвобождать собравшуюся энергию. Колебания атомов передаются дальше в пространстве, переносятся на напарника, и в момент высвобождения энергии, как в море, происходит согласование колебаний, и мы движемся в гармонии с напарником — так невольно и создается «состояние сотрудничества».
Сила, заложенная в человеке, ошеломляет. Напоминаю, речь о силе — присущей каждому из нас.

Цунео Андо: Айкидо Ёсинкан — сила центральной линии (2): Гёдзюдзага

Гёдзюдзага

«Ходишь ли, стоишь, сидишь или лежишь (совокупность этих четырёх действий на японском называется гёдзюдзага) — тренироваться в любой жизненной ситуации — вот наилучшее додзё».

Сиода сэнсэй любил эту поговорку и часто повторял её, и поскольку она цитировалась при каждой удобной возможности, ути деси её точно знают, да и большинство учеников наверняка слышали.


* Uchi deshi, дословно «внутренний ученик», домашний ученик мастера будо. Ранее ути деси проживали при додзё, заботясь об организации тренировок, работами по дому и офису. В качестве оплаты они получали еду, жильё, а также интенсивное и детальное посвящение в боевое искусство. Ути деси в отличие от обычных «внешних» учеников soto deshi, получали доступ к частной жизни мастера. Эта форма обучения с небольшими изменениями дошла до наших дней и продолжает практиковаться.


Поскольку, похоже мало кто точно знает, откуда эта поговорка взялась, позвольте мне об этом рассказать.
Во времена Камакурского сёгуната (1185-1333), когда монголы пытались захватить Японию, жил Ходзё Токимунэ (известен современному японскому читателю по историческому телесериалу «Тайга») — страстный сторонник дзен-буддизма.

Его учителем был Мугаку Согэн. В 1280 году, когда Ходзё Токимунэ готовился отразить монгольское вторжение, Согэн спросил у него: «Практикуешь ли ты дзен?» Токимунэ ответил: «Я сейчас так занят, что времени на дзен у меня просто нет». Дзен-мастер возразил: «Ходишь ли, стоишь, сидишь или лежишь (gyojuzaga!) — тренироваться в любой жизненной ситуации — вот наилучшее додзё». Дзен как раз и означает — хорошо выполнять то, чем занимаешься в данный момент. Рассматривай свои повседневные дела как тренировку!»

Точно так же и айкидо можно практиковать везде и в любой ситуации. Кроме того нужно стремиться — где бы вы ни находились — держаться наилучшим образом и проявлять максимальное количество силы. В этом — значение будо, и именно этим будо отличается от спорта. Во времена своего ученичества я услышал от кого-то следующую фразу: «Вождение автомобиля — это тоже айкидо». В тот день у меня был выходной, но тем не менее меня вызвали: нужно было куда-то везти кантё Сиоду. В голове роились тысячи мыслей о том, чтобы не дай бог не попасть в аварию, о том, чтобы не выказать раздражения т.д., и в машине повисла напряженная атмосфера усталости и неудовлетворённости. Кантё Сиода заметил моё состояние и обращался с нами, ути деси, очень обходительно. Он рассказывал разные байки — и это была только верхушка айсберга его дружеского к нам расположения. Но я благодарен учителю не столько за его дружеское расположение, сколько за то, что получил возможность ощутить практику айкидо в повседневности, а именно ощутить ки сэнсэя Сиоды и ощутить потребности данного момента — сосредоточиться на езде, на том, чтобы максимально быстро и без проблем прибыть к месту назначения.

Жизнь — это айкидо. Мы практикуем айкидо не только в додзё, ведь если образ мышления и изученные в зале техники мы не можем применить в повседневности — они не имеют никакого смысла. Разумеется, поначалу мы вообще не можем установить связь между тренировками и повседневной жизнью, даже представить себе это, и то нереально. Сосредоточьтесь на одном, интегрируйте это в свою повседневную жизнь и даже если вы удержите это всего на минуту, развивайте и воплощайте этот образ мышления в жизнь.

Глава 2.

Линия пути — история Айкидо Ёсинкан.

Айкидо — чисто японское боевое искусство. В сравнении с другими будо-дисциплинами, оно очень молодое — Уесиба сэнсэй создал айкидо, интегрировав различные старые школы в дайто-рю айки-дзю-дзюцу. Само название «айкидо» — молодое, оно применяется приблизительно с 1942 года. Говоря сегодня об «айкидо», подразумевают в основном школу Айкикай.

Если учитывать все школы айкидо, то по всему миру наберётся до полутора миллионов практикующих айкидо, и 90% из них занимаются в Айкикай.
Почему такая большая разница по сравнению с другими школами, такими как Ёсинкан?

Поговорим вначале о «разнице» между Ёсинкан и Айкикай: Ёсинкан основан на довоенном айкидо Уесибы, Айкикай — на послевоенном. Сиода был ути деси сэнсэя Уесибы где-то до 1936 года, а Айкикай получил мировую известность после того, как его главой стал сын основателя, мастер Киссёмару Уесиба.

Естественно, айкидо мастера Уесибы изменялось. Если во времена ученичества Сиоды, айкидо находилось в стадии развития и техники имели определённую форму, которую практиковал и сам Уесиба, то после войны Уесиба, постигший самую суть Айкидо, основное значение придавал гармонии с партнёром.

Эта тенденция очень хорошо характеризует обе школы. Методика тренировок в Ёсинкан основана на chushin-ryoku (силе центральной линии) и базовых движениях — суть айкидо постигается через «форму» техники. Методика же тренировок в Айкикай с самого начала построена на kokyu-ryoku, в то время как в Ёсинкан к этой ступени переходят после освоения chushin-ryoku.

Скорее всего я не ошибусь, если скажу, что Ёсинкан акцентирует внимание на основах, а Айкикай, как олицетворение совершенной ступени Айкидо, первостепенное значение придаёт гармонии.
Если я сравню оба стиля с азбукой, то Ёсинкан — это печатные буквы, а Айкикай — прописные.

Эта «разница» проявляется и в личности самих учителей. Айкикай высоко ценит гармонию и индивидуальность каждого. Поэтому часто бывает, что у разных учителей так сильно отличаются и техники и методики тренировок. Поскольку многие становятся учителями, распространение происходит очень быстро, но с течением времени все тяжелее бывает ухватить общее в техниках разных учителей.

В Ёсинкан же авторитет Сиоды был таким огромным, что ученики, даже ути деси, стремились не столько сами преподавать, сколько обучаться. Поэтому распространение Ёсинкан происходило медленно. Однако после смерти Сиоды, когда стало очевидно, что его техники айкидо не должна быть утеряна, а должны передаваться дальше, мы стали учителями. Наша цель — распространение Айкидо Ёсинкан, его мировоззрения и философии. Очень надеюсь, что наша цель увенчается успехом.

Из статьи: «Тренировки чёрных поясов»

Cиода сэнсэй регулярно проводил тренировки для чёрных поясов. В обязанности ути деси входило много заниматься, в особенности на таких вот тренировках, где техника изучалась подробно и в деталях. Но поскольку ути деси готовили следующий шаг учителя, часто так бывало, что во время этих объяснений мы оказывались поглощены обдумыванием таких вещей как: «Когда нужно будет везти сэнсэя Сиоду к следующему занятию?» или «Что нужно взять для этой поездки?» и т.д. Обычно в это самое время Сиода сэнсэй произносил что-то вроде: «Я говорю об этом крайне редко, так что запомните хорошенько то, что я сейчас сказал». Эти слова приводили меня в состояние сосредоточенности, но я не мог вспомнить, что же он говорил перед этим. Я часто думал: «Предупредил бы заранее, уж я бы постарался быть внимательнее».

На тренировках чёрных поясов происходило в точности всё, то же самое, что и на обычных тренировках, с той лишь разницей, что можно было оказывать сопротивление, так что техники очень часто переставали работать. В особенности при отработке nikajo сложно было провести правильную технику.

Даже когда мы пытались причинить боль партнёру и таким образом его контролировать, мы попросту использовали силу против силы — техники переставали работать. В конце концов, до нас «доходило», что нужно каким-то образом разбалансировать партнёра, и тогда мы начинали исследовать технику заново. Если вам известны важнейшие моменты техники, она работает на 100%. В противном случае — техника не работает. Обратите внимание вот на что: хоть и можно объяснить механику движения, но в каждом конкретном случае техника — индивидуальна. Она зависит от дистанции, от величины противника, его физической силы, эластичности его связок и мускулатуры, его роста, веса и т.д.

Во время занятий Сиода сэнсэй часто говорил: «Сейчас вы направляете силу не туда», «даже если ты еще столько же силы приложишь, техника не сработает», или, зафиксировав свой палец на чьей-нибудь пояснице: «Собирайте силу в этой точке». Я многому научился на этих тренировках. Это было время интенсивного обучения.