Понедельник, 30 сентября, 2024
История Айкидо

Что такое Айкидо Йошинкан

Йошинкан, «Дом Воспитания Духа» — этот стиль Айкидо был основан после Второй Мировой Войны. Его иногда называют жестким стилем, потому что методы обучения — продукт изнурительного периода когда Соке Шиода был учеником Морихея Уешибы.

Йошинкан Айкидо имеет 150 основных техник, которыми занимаются постоянно, они позволяют ученику справиться с остающимися, общее количество которых приблизительно более 3000.

Йошинкан Айкидо — не спорт. Айкидо — развитие и укрепление тела и ума, но и о практической стороне Айкидо никогда нельзя забывать. Тем не менее, Айкидо — для всех, независимо от возраста, пола, расы или культуры.

Kyoichi Inoue(井上強一)

С 2009г. Кёичи Иноуэ является обладателем 10 дана и имеет степень Hanshi. Он был инструктором полиции Токио и отрядов быстрого реагирования, а также вторым Kancho (главой) Йошинкан айкидо. Иноуэ ушел в отставку в марте 2007 года, прозанимавшись Йошинкан Айкидо более 50 лет. На сегодняшний день он независим, остается при этом живой легендой Йошинкан Айкидо. Иноуэ находился у самых истоков стиля Йошинкан и помогал создавать отличную от других систему обучения (kihon dosa). В наши дни сэнсэй Иноуэ признан одним из самых лучших айкидок мира.

Иноуэ Кёичи родился 10 сентября 1935 года, на Хоккайдо и оставил этот мир 23 декабря 2017 г. Будучи студентом младших курсов, он обучался в английской языковой школе в Мейчжи, желая стать дипломатом. Именно тогда он услышал от одногруппника про айкидо, и направление его жизни изменилось.

1 ноября 1955 года, примерно через 6 месяцев, после того как было построено Tsukudo Hachiman Dojo, вместе с Кушидой Такаши Иноуэ становится членом Йошинкан Додзё. С Кушидой он тренировался ежедневно с утра до вечера, и прошло не так много времени, как он стал учидеши главного мастера и основателя стиля Шиоды Годзо, а позже – инструктором. Иноуэ был одним из первых, кто приняли участие в интенсивной тренировочной программе (kenshu), начавшейся следующей весной. После этого для преподавания Йошинкан айкидо он направлялся в различные организации, такие как полицейская академия, полиция по борьбе с массовыми беспорядками, Японские силы самообороны.

Это происходило в то время, когда Йошинкан нуждался в такой методике, которая позволила бы эффективно обучать большие группы людей. Под контролем Годзо Шиоды, учи деши: Иноуэ и Кушида помогали сформировать Kihon Dosa (базовые движения) и систематизировать обучение Йошинкан айкидо, что в последствие стало основой практики каждого додзё мира. Иноуэ вспоминает об этом в одном из интервью, взятом у него Aikido Journal в 1987 году (76 выпуск):

«Когда мы проходили стажировку в качестве инструкторов, я был направлен преподавать в Youth Education Corps of the self–defense (юношеский образовательный корпус сил самообороны), расположенный в р–не Кинугаса города Якосука. Когда я обучал «tai no henko» (упражнению на разворот корпуса), один из молодых людей спросил у меня нечто вроде: «Сэр, на сколько градусов должны быть раскрыты наши ноги?» – или: «Какой процент веса необходимо перенести вперед от центра?» У меня не было для него готового ответа, однако я должен был что–то ответить. Я сказал: «Нет какого–либо определенного угла или процентного соотношения, все в итоге зависит от энергии оппонента». После этого я продемонстрировал несколько примеров. Так я вышел из затруднительного положения. Это произошло незадолго после того, как была организована система подготовки инструкторов. В последствие было принято решение установить определенные базовые формы с тем, чтобы решать вопросы, которые могут возникнуть на семинарах при обучении будущих групп. Были откорректированы угол поворота во время выполнения tai no henko, практический метод выполнения «hiriki no yosey» (упражнения на объединение энергии) и другие технические моменты, а также разработана система устных команд. Мы начали обучать техникам, разбивая их на отдельные части и используя команды, в 1955 или 1956 году».

Согласно истории, упоминаемой в заметках додзё, автором которых является Мори Мичихару, и изложенной ниже, Иноуэ сэнсэй испытал практическую сторону айкидо еще в ранние годы своей карьеры:

«Примерно в то время, когда только появился Йошинкан, мастер Годзо Шиода (Канчо сэнсэй) и один из его давнишних учеников Иноуэ сэнсэй (бывший глава Йошинкан), были молоды. Военное время еще не забылось, охрана в Японии была по–прежнему очень бедна, стычки на ножах были повседневным явлением. В один из тех дней Иноуэ сэнсэй возвращался домой из паба и был вовлечен в ссору. Человек, выхватив из кармана нож, атаковал его. Иноуэ увернулся от ножа, двигаясь вперед и в сторону, захватил другую руку атакующего и мгновенно выполнил Sankajo–nage (бросковую технику), словно он совсем недавно осваивал данный прием. Атаковавший, конечно же, не знал укэми, и, вместо того чтобы выполнить кувырок, полетел лицом прямо в канаву. Он лежал на своем животе наполовину в канаве и не поднимался. Иноуэ сэнсэй был очень сильно впечатлен действием Sankajo–nage и, покинув место происшествия, побрел домой. Но следующим же утром, когда он проснулся, и его ум был полностью избавлен от действия алкоголя, он сильно испугался возможной смерти нападавшего от удушья по той причине, что лицо последнего было в канаве. Иноуэ тщательно просмотрел все газеты и вздохнул с облегчением, не найдя сообщений о подозрительной смерти. Теперь он почувствовал вину, из–за того что, когда был пьян, использовал айкидо в глупой ссоре, и решил просить прощения у Канчо, делая вызов всему своему духу. Он ожидал быть осужденным за свое легкомысленное отношение. И, как он предполагал, после окончания объяснений всех деталей стычки, его сильно отчитали, правда, по другой, совсем непредвиденной причине. Канчо сэнсэй слушал внимательно и после задал вопрос Иноуэ сэнсэю: «Какую руку ты захватил в Sankajo?» – Тот повторил: «Свободную». «Ты идиот! Почему ты не работал на руку с ножом? Это опасно! Глупо!» – закричал со злостью Канчо. Он вовсе не беспокоился о моральной стороне как будока, но так сильно был сосредоточен на применении айкидо в реальной схватке».

Tokyo Metropolitan Police

В 1970 году, после запроса, сделанного Tokyo Metropolitan Police, Иноуэ получил назначение обучать айкидо женщин–полицейских и членов спецподразделений в школе Metropolitan Police. В Tokyo Metropolitan Police Иноуэ преподавал айкидо более 25 лет. В течение этого длительного времени он настолько отточил свои преподавательские навыки, что способен широкой аудитории простыми и понятными словами объяснить весь курс Йошинкан айкидо.

Тогда же, в 1972 году, вместе с Кушидой Такаши и Огава Масао он был в составе японских учителей Йошинкан айкидо, посетивших Новую Зеландию по просьбе Дэвида Линча (который первым основал Йошинкан айкидо в Новой Зеландии).

В 1992 году Кёичи Иноуэ получил 9 дан Айкидо Йошинкан от канчо Годзо Шиоды.

Возвращение в Йошинкан Хонбу Додзё

Иноуэ ушел из Metropolitan Police 31 марта 1996 года и вернулся в Йошинкан Хонбу Додзё на следующий же день, 1 апреля. В скоре после этого Yoshinkai Aikido присвоило ему звание Dojocho.
В 2001 году Иноуэ вместе с Сонодой Такэхико посетили Россию в мае месяце, а затем снова в июне вместе с Киёюки Тэрадой в сопровождении Матсуо Масадзуми.

В качестве Канчо Йошинкан айкидо

В 2002 году Yoshinkai Aikido удостоило Коичи Иноуэ звания Hanshi и присвоило ему титул Канчо. Иноуэ стал первым, кто унаследовал этот титул после смерти основателя Йошинкан айкидо Годзо Шиоды, в 1994 году.
Как Канчо Иноуэ сэнсэй являлся главой и основным представителем Йошинкан айкидо. В этом звании он усердно работал для распространения айкидо по всему миру, принимал участие в большом количестве специально организованных событий, частично представленных ниже.

2002 год
— Участие в Aiki Expo 2002

2003 год
— Участие в Aiki Expo 2003
— С 10 по 13 июля были проведены сборы в Aikido Yoshinkai Canada, в ходе которых Иноуэ провел 6 различных занятий, все из которых проходили в Торонто. Участие принимало до 50 человек (от 3 кю и выше). В ходе этих специальных тренировок Иноуэ сконцентрировал внимание на экзаменационных требованиях Хонбу Додзё для сертификации инструкторов. Участникам были наглядно представлены и продемонстрированы различные технические и другие аспекты этой строгой сертификации.
— Визит Иноуэ в Австралию в сопровождении Даррена Френда (бывшего главного международного инструктора Хонбу Додзё, а ныне главы Yoshinkai Sydney NSW). Была выполнена видеозапись, которая включила в себя демонстрации Мори Мичихару (Aikido Yoshinkan Brisbane) и Джо Тамбу (Aikido Shudokan), а также работу ассистента и укэ Иноуэ сэнсэя – Даррена Френда.

2004 год
— 21 февраля Иноуэ посетил церемонию Сайто Хитохиро и организацию Shin Shin Aiki Shurenkai. Здесь также присутствовал Хомма Гаку, который в заметках на странице Aikido Nippon Kan в Интернете хвалит Иноуэ. Также он комментирует, что Иноуэ посетил церемонию, не смотря на то, что в Yoshinkai были против этого визита из соображений взаимоотношений между Йошинкан и Айкикай айкидо. Иноуэ, как сообщается, отметил, что был обязан оказать уважение сыну друга своего учителя – Сайто Морихиро.
— В онлайн–новостях Синкендо, датированных февралем, заявлялось, что Иноуэ посещал Кушиду Такаши в Genyokan Yoshokai dojo во время празднования 30–летней годовщины обучения айкидо в Соединенных Штатах. Однако не известно, произошло ли какое–либо примирение между Кушидой и Yoshinkai в результате этого необыкновенного визита.

2005 год
— В октябре Иноуэ посещает Doshinkan Dojo, возглавляемое Утадой Юкио (7 дан Йошинкан айкидо), в Филадельфии, штат Пенсильвания.

2006 год
— С 21 по 26 марта Иноуэ принимает участие в демонстрации Йошинкан айкидо во Франции, которую также посетил Обата Тасисиро. Обата заявил, что виделся с Иноуэ сэнсэем последний раз около 33 лет назад.

2007 год
— С 23 по 26 марта, чтобы отпраздновать заложенное начало Йошинкан айкидо в Коне, на Гавайях, Aikido Yoshinkai Hawaii–Koryokan Dojo организует сборы при участии Коичи Иноуэ, Чиды Тсутому и Роберта Мастарда. Это событие было одним из последних, в которых Иноуэ был представлен как главный мастер Йошинкан айкидо.

Выход из Йошинкан

Иноуэ покинул Йошинкан Хонбу Додзё 30 марта 2007 года, по всей видимости, из–за внутреннего спора. Однако в то самое время обстоятельства его выхода не были преданы широкой огласке. В июне того же года, после ухода Иноуэ, заявлялось, что он принял участие в церемонии присвоения черных поясов и после этого обратился к присутствующим с заявлением, что ушел после 50 лет занятий Йошинкан айкидо в отставку. В действительности японское слово «taishoku», которое он употребил, имеет двойной смысл: «уйти в отставку» и «подчиняться неизбежному». В своем коротком обращении он призвал каждого продолжать свои занятия. Через некоторое время было объявлено, что 14 июня Ясухиса Шиода избран в качестве следующего Канчо. Всего по прошествии нескольких месяцев, как отставка Иноуэ набрала силу, и всего лишь после нескольких дней после его заключительного обращения к студентам.

В течение года следом за Иноуэ ряд других инструкторов и членов штата покинули Хонбу Додзё, включая Dojocho Чиду Тсутому, который ушел в декабре и также является сейчас независимым.

В конце 2007 года, почти через год после описанных выше событий, Хонбу Додзё сделало заявление, что Иноуэ сэнсэй ушел в отставку и является теперь независимым. Никакого другого упоминания о нем не было сделано, и мала вероятность, что вообще останется, несмотря на то, что Иноуэ играл ведущую роль при создании визитной карточки Йошинкан айкидо – Kihon Dosa – и достиг самого высоко уровня, став Канчо.

Иноуэ Кёичи сегодня

Несмотря на то, что связь с Yoshinkai была нарушена, Иноуэ остается активным в сообществе айкидо. Он продолжает принимать участие в All Japan Students Aikido League, проводит семинары по всему миру, также продолжает писать статьи в ежеквартальный японский журнал айкидо «Do» (хотя в своей колонке он уже не рекламирует Йошинкан, как прежде). Несмотря на обстоятельства, Иноуэ пропагандирует то айкидо Годзо Шиоды, которому он был предан на протяжении более 50 лет, и остаётся живой легендой Айкидо Йошинкан.

В интервью, взятом у Иноуэ журналом «Do» после его ухода, нет никаких упоминаний об обстоятельствах его отставки.

В октябре 2007 года Иноуэ проводил семинар в Киеве, Украина, организованном Андреем Бережным и Kiyokan dojo.

В октябре 2007 и 2008 года Иноуэ принимал участие в ежегодной демонстрации айкидо All Japan Students Aikido League. Среди демонстраций различных школ и клубов проводились демонстрации и таких мастеров как:
— Иноуэ Коичи (9 дан, почетный мастер Tokyo Metropolitan Police Department);
— Матсуо Чизуко (6 дан Йошинкан айкидо);
— Матсуо Масадзуми (7 дан Йошинкан айкидо);
— Танака Шигэхо (9 дан, почетный мастер, Meiji Jingu Shiseikan).

В декабре 2007 года Иноуэ вместе с бывшим инструктором Йошинкан айкидо Такашимой Собуро посетили Misogikan dojo в России.

В апреле 2008 года Иноуэ был принят в Австралии Aikido Shudokan и Aikido Yoshinkai NSW. В мае он провел 3–дневный семинар в Германии при поддержке Нагано Хиромичи (7 дан Йошинкан айкидо) и Aikido Yoshinkan Munchen.

В Мае 2008 года К. Иноуэ, и Хиромичи Нагано, проводят семинар в Луганске, Украина, организованном Романом Лимаревым и Луганской федерацией Айкидо Ёсинкан.

Также в мае он посетил ежегодную All Japan Aikido Demonstration, проводимую в Budokan.

В сентябре 2008 года Иноуэ был членом исполнительной комиссии во время первой демонстрации Ренсинкай айкидо.

В октябре 2008 года Иноуэ проводил семинар в Филадельфии, США, организованном Утадой Юкио и Doshinkan dojo.

В Октябре 2009, Коичи Иноуэ, создаёт организацию: Aikido Shinwakan (合気道 親和館) со штаб-квартирой (Honbu dojo), в Токио, район Шиндзюку (вернулся в здание Йошинкан Хонбу Додзё, в котором он раньше преподавал). И возглавляет комитет, по контролю подготовки полиции и сил самообороны Японии.

Летом 2011 года в Ялте (Украина), Кёичи Иноуэ в сопровождениии Такашима Сабуро и при участии Хиромичи Нагано провёл международный летний лагерь Айкидо, организованный Романом Лимаревым.

В августе 2013 г. Кёичи Иноуэ в сопровождении Такашима Сабуро провёл тренировочный семинар в Киеве, организованный Андреем Бережным.

В октябре 2013г. Кёичи Иноуэ, в сопровождении Такашима Сабуро провёл тренировочный семинар в Мюнхине, организованный Хиромичи Нагано.

В октябре 2016г. Кёичи Иноуэ (10 дан) возглавил делегацию мастеров из Японии: Хиромичи Нагано (8дан), Айко Иноуэ (6 дан), Такашима Сабуро (6 дан), Хирофуми Такаяма, на международном семинаре Айкидо в Киеве, организованным в честь 20-и летнего юбилея практики Айкидо Йошинкан — сэнсея Аркадия Красовского.

С апреля 2014 года организация Aikido Shinwakan (合気道 親和館), по решению канчо Кёичи Иноуэ — поменяла название на Aikido NisShinkan (日心   気道) (сердце Японии).

Интервью с Кёичи Иноуэ журналу Айки Ньюс

Главный инструктор Йошинкан вспоминает эпизоды из жизни молодого Годзо Шиоды, его учителя Морихэя Уэсибы, ранние дни Йошинкан додзё и рассказывает о тонкостях преподавания айкидо женщинам–полицейским.

Aiki News: Сэнсэй, когда примерно вы начали заниматься айкидо?

Иноуэ сэнсэй: Я начал заниматься 1 ноября 1955 года, будучи студентом младшего курса университета. В это время айкидо вообще не было известно. Я также учился в английской языковой школе в Мейчжиро, так как хотел стать дипломатом. Одним из моих соучеников был моряком и занимался айкидо. Когда я задал ему вопрос, что такое айкидо, он скрутил мое запястье, применив прием, который мы называем «nikajo». Я нашел это интересным и попросил его достать для меня брошюру Йошинкан. Я рассказал мистеру Кушиде, который сейчас является инструктором в Соединенных Штатах, о школе, и мы немедленно посетили додзё в Tsukudo Hachiman. С мистером Кушидой мы посещали одни и те же среднюю и высшую школы, обучались в одном университете. И в самом начале мы всегда практиковались вместе. Мы приступили к занятиям сразу же после переклички и тренировались с утра до вечера.

Aiki News: Кто были тогда старшими учениками?

Иноуэ сэнсэй: Терада сэнсэй, Матсуо сэнсэй и Танака сэнсэй, что работали инструкторами в Shiseikan Dojo.

Aiki News: Часто ли тогда посещал Йошинкан додзё Тенрю, борец сумо?

Иноуэ сэнсэй: Да. Попробуйте представить себе такого великана, как он, который практикуется вместе с Шиодой сэнсэем! (Громче) Тенрю часто указывал своим пальцем в сторону Шиоды сэнсэя и говорил: «Ваш учитель никогда не отпустит своих рук, пока я не признаю поражение. Когда он выполняет на мне nikajo, он сохраняет давление до тех пор, пока я не скажу, что больно. Его характер сильнее моего!» (Громче)

Aiki News: Были ли в то время какие–либо отношения между додзё Уэсибы и Йошинкан?

Иноуэ сэнсэй: Да. Шиода сэнсэй часто посещал демонстрации Айкикай. Я также часто его сопровождал. Мастера Айкикай тоже приглашались на демонстрации Йошинкан. Однако, мы не выступали на их демонстрациях, а они – на наших. Уэсиба сэнсэй никогда не посещал Йошинкан додзё.

Однажды на демонстрации Айкикай, которая проходила в Hibiya hall, мистер Кушида и я сопровождали Шиоду сэнсэя. Мы сели на заднем ряду для гостей. Уэсиба сэнсэй сидел на сцене рядом с такими людьми, как Кисёмару сэнсэй, Осава сэнсэй и Тохэй сэнсэй. Получилось так, что Уэсиба сэнсэй заметил Шиоду сэнсэя сидящим на месте для гостей, и сказал ему: «Шиода, почему ты сидишь там? Иди сюда!» Он сразу же посадил Шиоду сэнсэя возле себя. Он потеснил главных инструкторов Айкикай для того, чтобы посадить возле себя сэнсэя, и я, как ученик Шиоды сэнсэя, очень этим гордился. Я подумал, что он как глава Йошинкан отличался от других. Слухи, что распространялись в то время, говорили о том, что Шиода восстал против семьи Уэсиба, что его метод обучения сильно устарел, что его искусство не было aiki, и что, следовательно, Уэсиба сэнсэй обозлился на него.

Aiki News: Йошинкан в действительности не отделился от Айкикай. В то время из–за войны многие, кто проживали в Айкикай додзё, потеряли кров. Додзё едва функционировало. Так, Шиода сэнсэй был одним из первых, кто внес большой вклад в развитие айкидо в послевоенное время. Я думаю, что появление Йошинкан послужило хорошим стимулом для развития Айкикай. Были тогда какие–либо ката для изучения базовой техники подобно тому, как сейчас?

Иноуэ сэнсэй: Да, были. Практиковались в Йошинкан при помощи команд. Когда мы проходили стажировку в качестве инструкторов, я был направлен преподавать в Youth Education Corps of the self–defense (юношеский образовательный корпус сил самообороны), расположенный в р–не Кинугаса города Якосука. Когда я обучал «tai no henko» (упражнению на разворот корпуса), один из молодых людей спросил у меня нечто вроде: «Сэр, на сколько градусов должны быть раскрыты наши ноги?» – или: «Какой процент веса необходимо перенести вперед от центра?» У меня не было для него готового ответа, однако я должен был что–то ответить. Я сказал: «Нет какого–либо определенного угла или процентного соотношения, все в итоге зависит от энергии оппонента». После этого я продемонстрировал несколько примеров. Так я вышел из затруднительного положения. Это произошло незадолго после того, как была организована система подготовки инструкторов. В последствие было принято решение установить определенные базовые формы с тем, чтобы решать вопросы, которые могут возникнуть на семинарах при обучении будущих групп. Были откорректированы угол поворота во время выполнения tai no henko, практический метод выполнения «hiriki no yosey» (упражнения на объединение энергии) и другие технические моменты, а также разработана система устных команд. Мы начали обучать техникам, разбивая их на отдельные части и используя команды, в 1955 или 1956 году.

Aiki News: Наверное, использование подобных методов обучения приводит к успеху Йошинкан айкидо.

Иноуэ сэнсэй: Да, вы можете обучать большие группы людей при наличии всего нескольких инструкторов. Когда ученики практикуются, изучая техники по разделениям, они начинают их понимать. Таким образом, когда вы говорите им сделать все части движения от начала до конца, они могут выполнять полную технику. Помимо этого такой подход позволяет ученикам обучаться быстрее и более уверенно. Проблема в том, что техники сами по себе становятся жесткими. Нет плавных движений. Чтобы этого избежать, после 1 дана мы начинаем практиковать свободную технику. Таким образом, при сдаче на кю техники выполняются по разделениям, но, начиная с shodan, выполняются уже свободные техники. Мы проверяем, насколько правильно происходят передвижения, повороты, вывод из равновесия атакующего.

Aiki News: Не могли бы вы вспомнить какие–либо давние эпизоды, услышанные от Шиоды сэнсэя?

Иноуэ сэнсэй: Я слышал много историй в перерывах между занятиями или, когда мы путешествовали для участия в демонстрациях. Мы также много слышали про Уэсибу сэнсэя. Шиода сэнсэй рассказывал нам, что О–сэнсэй часто брал с собой в поезд металлический веер, когда ездил для проведения демонстраций. Как–то он сказал Шиоде сэнсэю, протягивая ему веер: «Шиода, атакуй меня в голову, когда только обнаружишь брешь в моей защите!» Затем он начал погружаться в дремоту. Шиода сэнсэй ожидал, думая, что если попытается атаковать Сэнсэя сразу, как только тот начнет погружаться в сон, О–сэнсэй узнает об этом. Позже, когда Шиода сэнсэй решил, что время для попытки настало, О–сэнсэй внезапно проснулся и спросил: «Мы уже на станции?» (Громче) Когда Шиода сэнсэй спрятал веер, отвечая, что они еще не прибыли, О–сэнсэй произнес: «О, неужели?» – и снова погрузился в сон. Шиода сэнсэй притворился смотрящим по сторонам, когда в действительности бросал беглый взгляд на О–сэнсэя. Наконец–то Шиода сэнсэй решил, что пришло время, О–сэнсэй выглядел крепко спящим. Но в тот самый момент, когда ему пришла в голову эта мысль, О–сэнсэй проснулся и протянул: «Е-э–эх, я хочу пить». (Громче) Подобное происходило еще раза три, после чего Шиода сэнсэй начал чувствовать себя нелепо и положил веер, поскольку ему приходилось прилагать усилия, чтобы оставаться бодрствующим. Несколько позже Шиода сэнсэй спросил у Уэсибы сэнсэя, может ли тот сказать, когда его хотели атаковать, на что О–сэнсэй ответил, что просыпался, потому что испытывал в те моменты забавные чувства. Казалось, что О–сэнсэй не испытывал чувств, что оппонент желает его атаковать. Тем не менее, человеку, желавшему атаковать, казалось, что О–сэнсэй читает его мысли.

Aiki News: Это была действительно хорошая тренировка для Уэсибы сэнсэя, как вы считаете?

Иноуэ сэнсэй: Да, именно. Есть другая история, которую мне приходилось часто слышать. Когда Шиода сэнсэй был еще студентом Takushoku University, у него был друг, очень хороший боец, и однажды он сказал сэнсэю: «Ты мне постоянно твердишь, насколько силен Уэсиба сэнсэй, но я без труда смогу ударить старика в голову. Почему ты не представишь его мне?» Так, однажды Шиода сэнсэй взял его с собой в додзё. Они оба сели напротив Уэсибы сэнсэя, и Шиода сэнсэй представил своего друга как человека, о котором он уже упоминал ранее. После этого его друг низко поклонился и произнес: «Как вы поживаете?» Но даже когда Уэсиба сэнсэй произнес: «Добро пожаловать!» — он не наклонил свою голову. О–сэнсэй всегда настаивал на том, чтобы его ученики были ко всем вежливы, но в данном случае он вообще не поклонился. Но друг Шиоды сэнсэя по–прежнему находился в глубоком поклоне. Шиода сэнсэй удивился тому, что происходило между этими двумя. В момент, когда друг Шиоды сэнсэя поднял свою голову, Уэсиба сэнсэй поклонился, говоря: «Добро пожаловать!» (Громче) В конечном счете, друг Шиоды сэнсэя поклонился очередной раз и произнес: «Вы победили меня!» Затем они беседовали о разных вещах. Когда Шиода сэнсэй проводил своего друга, он сказал ему: «Ты даже не притронулся к его голове!» Ответ его друга был следующим: «Когда тебя приветствует кто–то, кого ты видишь впервые, ты кланяешься, ведь так? Я подумал, что мне хватит прыти, чтобы дотронуться до его головы, даже если я не смогу его атаковать. Но он вообще не поклонился. Я подумал, что это не сработает, и поднял свою голову, но он в противоположность мне опустил свою, и я потерял шанс атаковать его. Этот пожилой человек – личность неординарная». Когда Шиода сэнсэй вернулся в додзё, он спросил Уэсибу сэнсэя, почему он не поклонился его другу, ведь он был только студентом, на что получил такой ответ О–сэнсэя: «В начале у твоего друга было злое сердце, и он приветствовал меня неискренне. Но мне показалось, что его отношение изменилось, и я поклонился в ответ. Он с легкостью признал свое поражение». (Громче) Относительно этого инцидента Шиода сэнсэй говорил нам позже: «Если бы этот молодой человек ударил или хотя бы дотронулся до головы сэнсэя, О–сэнсэй выполнил бы бросок или скрутил его. Но тогда это не было бы будо. Секрет будо в том, чтобы становиться союзником своего противника в тот момент, когда ты оказываешься с ни лицом к лицу. Это самый низший уровень, который можно себе вообразить, испытывая соблазн навредить или скрутить своего оппонента. Айкидо значительно глубже этого». Он действительно меня убедил в этом.

Aiki News: Вы когда–нибудь слышали о Тсутому Юкава?

Иноуэ сэнсэй: Мне доводилось немного слышать. Я так понимаю, что он был действительно сильным человеком. Я слышал, что он с легкостью поднимал соломенные мешки с рисом. Тем не менее, когда Уэсиба сэнсэй занимался с ним арм–реслингом, то не испытал никаких проблем, побеждая Юкаву. Важна не сила. Юкава, если я правильно припоминаю, имел высокую степень в дзюдо. Однажды в додзё пришел человек, который имел, возможно, 5 дан в дзюдо, и Юкава должен был с ним практиковаться. В середине техники человек остановил его. Затем к ним подошел студент юношеской высшей школы по имени Дзендзабуро Акадзава, взялся за руку большого человека и опрокинул его. О–сэнсэй подошел к Юкаве и сказал: «В айкидо у тебя есть много возможностей. Но ты не в состоянии проявить свои способности, потому что думаешь о таких ненужных вещах, как дзюдо. Сабу–сан (Дзендзабуро) способен свободно применять техники, потому что он выполняет их с чистым сознанием». После этого Юкава мог правильно выполнять shihonage на том же самом человеке.

Aiki News: Мы бы хотели попросить Вас вспомнить какие–нибудь эпизоды из жизни самого Шиоды сэнсэя.

Иноуэ сэнсэй: Есть также много различных вещей относительно Шиоды сэнсэя, о которых мне бы хотелось рассказать. Когда я только начинал в качестве инструктора, где–то в мыслях я все еще сомневался, будет ли работать айкидо. Всегда, когда сэнсэю задавали какой–либо вопрос, он производил демонстрацию. Однажды, во время такого объяснения, я ассистировал в технике против двух нападающих. Внезапно Шиода сэнсэй повернулся ко мне спиной. Я задумался на мгновение, должен ли я атаковать его сзади, ведь мог случиться провал, если бы сэнсэй не выполнил технику. У меня не было ешё достаточно уверенности в айкидо и в сэнсэе. Но я решил тогда ни о чем не беспокоится и атаковал его. Вдруг он исчез. После этого мои ноги были выбиты из под меня, и я упал. С этого момента я почувствовал, что могу со всей серьезностью атаковать Шиоду сэнсэя без беспокойства, даже если он смотрит в другом направлении.

Продолжение следует…

Источник информации: http://www.aikidojournal.com/article?articleID=313
Стенли Пранин Aiki News #76 (декабрь 1987 г.)
Перевод: Гаврик Павел