Понедельник, 30 сентября, 2024

Кодекс Этики

«Если у Вас (особенно инструктора) нет морали, то «додзё» — превращается в дикие джунгли, это антиобщественное поведение и преступление».

Мицуги Саотоме (основатель «Айкидо Школа Уешибы»)

Кодекс этики и поведения членов
ФЕДЕРАЦИИ АЙКИДО НАГАНО РЮ УКРАИНЫ

Кодекс — это фиксированные правила поведения, предлагающие определенный тип нравственных взаимоотношений, которые являются оптимальными с точки зрения профессиональной деятельности.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Кодекс этики и поведения членов Федерации разработан в соответствии с положениями Конституции Украины, общечеловеческими ценностями, философией и принципами Айкидо. В основу его положены общепринятые моральные устои, принципы и нормы украинского государства, культурные достижения Японии, Устав и другие документы Федерации.

2. Кодекс представляет собой совокупность общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения членов Федерации. Он не может содержать весь набор ситуаций и стандартов поведения, но является основой для принятия решения в конкретной ситуации по аналогии.

3. Каждый член Федерации — обязан знать положения Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей деятельности. Члены Федерации — объединены одной целью и едиными задачами, они работают на общий результат и должны придерживаться принципов партнерских взаимоотношений на основании диалога, в рамках законодательства и без эмоциональных решений.

4. Защита человеческого достоинства любого человека — является главным принципом. Не должно быть никакой дискриминации или предпочтений между людьми на основе расы, пола, этнического происхождения, религии, философских или политических убеждений, национальности, семейного положения или других оснований.

5. Целью Кодекса является обобщение этических норм и установления правил поведения членов Федерации: инструкторов (Шидоин), учеников (Деши), их родителей, судей, руководителей клубов (ДодзёЧо), для достойного выполнения ими профессиональной и общественной деятельности, обеспечение единых норм их поведения и содействие укреплению авторитета Федерации.

6. Кодекс предусматривает соблюдение правил поведения, этических норм: учеников, инструкторов, судей и руководства Федерации — соответственно философии «БУДО» и является основой для формирования должной морали в Федерации, уважительного отношения к своей профессиональной и общественной деятельности, а также формирует общественное сознание, нравственность и самоконтроль членов Федерации.

7. Знание и соблюдение членами Федерации положений Кодекса — является одним из критериев оценки их поведения, уровня развития и квалификации.

8. Положения Кодекса Этики Федерации — используются при принятии решений по действиям членов федерации, во всех ситуациях, возникающих в рамках деятельности и за пределами полномочий Федерации.

9. Члены Федерации которые не предотвращают любые действия, направленные на нарушение Кодекса — считаются нарушителями этого Кодекса.

10. Членам Федерации рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными друг к другу, помогать в тренировочной и соревновательной деятельности, тем самым способствовать установлению деловых взаимоотношений и конструктивному сотрудничеству в Федерации.

11. Дисциплинарный Комитет, в зависимости от тяжести совершенного проступка, может принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия: замечание, предупреждение, выговор с публикацией на сайте Федерации, принесение публичных извинений, штраф, аннулирование результата на соревнованиях, понижение квалификации (в степенях «КЮ» и «ДАН»), лишение степеней «Кю» и «Дан» (разжалование), отстранение от выполняемых обязанностей, тренировок, исключение из состава Федерации.

12. В случае конфликта интересов, Дисциплинарный Комитет должен предложить руководству Федерации, предусмотренные в вышеприведенном пункте санкции или другие возможные. Дисциплинарный Комитет и Правление Федерации — несут ответственность, в последней инстанции, за принятие решений.

13. Дисциплинарный Комитет действует на основании Положения о Дисциплинарном Комитете Федерации. До принятия решения Дисциплинарным Комитетом о нарушении норм этики и Кодекса, никто не может считаться нарушившим нормы этики. Решения Дисциплинарного комитета о нарушении Кодекса вступают в силу немедленно и обязательны для исполнения в точности как указано в решении.

14. Руководство Федерации, инструктора и их ассистенты, ученики со степенью 3 кю (взрослый) и выше — принимают обязательства данного Кодекса Этики, подписав его.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ ФЕДЕРАЦИИ

Основные принципы поведения — являются основой поведения в Федерации, они способствуют осознанию своей ответственности перед обществом.

Основные Принципы:

  • тестирования, искусственного отбора и обучения через практику;
  • абсолютная честность и предельная прозрачность;
  • рассматривать ситуацию в перспективе и прежде чем двигаться вперёд — изучить прошлое;
  • обязательно формировать и высказывать своё мнение;
  • поддерживать работу организации, а не людей действующих с ней в разрез;
  • делать свою, любимую работу, вместе с людьми с которыми вы хотите быть рядом;
  • свою работу делать осмысленно, творчески и формировать значимые отношения;
  • поощрять за успехи, выявлять слабости и ошибки для их исправления;
  • принимать наилучшее решение, а не то, что устраивает большинство;
  • в руководство допускаются — только достойные, квалифицированные и опытные;
  • улучшение работы и отношений — через объективный анализ причин конфликтов и успехов;
  • все конфликты — обязательно должны быть изучены и завершены;
  • честного и безэмоционального обсуждения возникших разногласий между двумя сторонами конфликта с обязательным участием третьей независимой и уважаемой стороны;
  • нельзя идти на компромисс — там где компромисс не возможен, т.е. нельзя нарушать принципы и свои ценности в угоду сложившейся ситуации;

Правила Поведения:

  • выполнять свои обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной деятельности Федерации;
  • выполнять свою деятельность в пределах полномочий полученных в Федерации;
  • держать всегда в приоритете деятельность в Федерации, не отдавать предпочтения другим организациям или группам граждан, быть независимыми от их влияния;
  • быть честными, не действовать под влиянием каких-то личных, финансовых или других интересов, препятствующих добросовестному исполнению своих профессиональных обязанностей;
  • соблюдать беспристрастность и объективность, которые исключают возможность воздействия при принятии решений и определении спортивного результата на соревнованиях;
  • соблюдать нормы профессиональной этики и правил делового поведения, не иметь контактов с организациями или физическими лицами, чья деятельность или репутация не соответствует данному Кодексу;
  • проявлять корректность и уважение к членам Федерации, ее руководству;
  • воздерживаться от поведения, которое может вызвать сомнения в добросовестном выполнении профессиональных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, которые вредят репутации и авторитету Федерации;
  • не использовать свою профессиональную деятельность в Федерации для решения вопросов личного характера;
  • не говорите о человеке того, что не осмелитесь сказать ему в лицо, и не обвиняйте заочно;
  • соблюдать правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • внимательно относиться к деятельности средств массовой информации и способствовать предоставлению достоверной информации;
  • руководству Федерации: способствовать созданию хорошего морально-психологического микроклимата в Федерации, рекомендуется быть образцом профессионализма и безупречной репутации;
  • воздерживаться от грубости, предвзятых замечаний, выдвижения неправомерных, незаслуженных обвинений. Руководителям клубов, инструкторам, ученикам и их родителям корректно вести себя при решении перехода ученика из одной школы (клуба) в другую, от одного инструктора к другому. Согласовывать свои действия между всеми участниками, в случае отсутствия общего решения, оно принимается руководством Федерации;
  • при проведении учебно-тренировочных занятий, инструкторам: сдерживаться от грубого поведения с учениками, грубых реплик, оскорбительных замечаний;
  • запрещается курить ВСЕМ (родителям и особенно инструкторам, судьям) во время и в перерывах между тренировками, соревнованиями и аттестациями — для избежания негативного влияния на учеников;
  • никогда не употреблять спиртные напитки незадолго до тренировки, что может повлиять на компетентность, или создаст запах алкоголя;
  • членам Федерации — запрещено публично, любым способом, в том числе и в социальных сетях интернета — негативно высказываться о работе Федерации и Айкидо в целом;
  • любая информация (конфиденциальная или — нет) полученная во время пребывания в составе Федерации — не может быть использована для получения личной выгоды или прибыли, для ухудшения репутации любого человека или Федерации. Информация — не подлежит разглашению, если не была опубликована или одобрена руководством Федерации, за исключением требований закона или компетентных органов.

ФИЛОСОФИЯ «БУДО».

Будо — японские воинские искусства, имеют свои корни в вековом воинском духе Японии. Сквозь века исторических и социальных изменений эти формы традиционной культуры развивались от боевых техник (дзюцу) к видам саморазвития (до).
Поиск идеального единства духа и техник, Будо было улучшено и развито в способы физической тренировки и духовного развития. Изучение Будо включает в себя вежливое поведение, улучшение технического умения, укрепление тела, совершенствование духа. Современные японцы унаследовали традиционные ценности через Будо, которое продолжает играть важную роль в формировании японского самосознания и служить источником безграничной энергии и восстановления сил. Поэтому Будо представляет международный интерес и изучается во всем мире.
Однако, недавняя направленность к слепому увлечению только техническими возможностями смешанное с чрезмерной заботой о выигрыше является серьезной угрозой сущности Будо. Для избежания искажения, практикующие Будо должны последовательно заниматься самоанализом и пытаться улучшить и сохранить эту традиционную культуру.
С надеждой на это мы, члены организации Японской Ассоциации Будо, составили Устав Будо с целью поддержания фундаментальных принципов Будо.

СТАТЬЯ 1: ЦЕЛЬ БУДО

Через физические и духовные тренировки в японских боевых искусствах, представители Будо стремятся укрепить свой характер, повышать чувство справедливости, и стать дисциплинированными личностями способными сделать вклад в общество в полном объеме.

СТАТЬЯ 2: КЕЙКО (Тренировки)

Во время тренировок в Будо, практикующие должны всегда действовать
с уважением и вежливостью, оставаться верным предписанным основам
искусства и противостоять попыткам гнаться только за техническим опытом больше, чем стремлению за единением духа, тела и техник.

СТАТЬЯ 3: ШИАЙ (Соревнование)
Участвуя в соревнованиях или выполняя формы (ката) представители должны воплощать дух лежащий в основе Будо. Они должны делать это самым лучшим образом в любое время, выигрывать сдержанно, принимать проигрыш с благодарностью и постоянно соблюдать самоконтроль.

СТАТЬЯ 4: ДОДЗЕ (Тренировочный зал)
Додзе – специальное место для тренировки духа и тела. В Додзе, занимающиеся Будо должны соблюдать дисциплину и проявлять вежливость и уважение. Додзе должно быть тихим, чистым, безопасным и торжественным.

СТАТЬЯ 5: ПРЕПОДАВАНИЕ
Учителя в Будо должны всегда поддерживать остальных, прилагать усилия к улучшению самих себя, усердно тренировать свой дух и тело, продолжая улучшать понимание технических принципов Будо. Учителя не должны позволять фокусироваться в соревнованиях на победу или проигрыш или только на технических навыках. Кроме этого, учителя несут ответственность, как примеры для подражания.

СТАТЬЯ 6: РАЗВИТИЕ БУДО
Люди, развивающие Будо, должны оставаться непредубежденными, сохраняя традиционные ценности во всем мире. Они должны пытаться делать вклад в исследования и обучение и делать все для улучшения Будо любым способом.

Члены Организаций Японской Ассоциации Будо:
Всеяпонская федерация Дзюдо Всеяпонская федерации Дзюкендо
Всеяпонская федерация Кюдо Всеяпонская федерация Кендо
Японская федерация Каратедо Японская федерация Сумо
Федерация Шоринджи Кемпо Фонд Айкикай
Всеяпонская федерация Нагината Японский фонд Будокан

Подписано 23 апреля 1987 года Японской Ассоциацией Будо

Одним из основных аспектов изучения БУДО является освоение дисциплины поведения – самоконтроля. Первым и явным примером такой дисциплины является этикет отношений с инструктором и товарищами, который используется в зале или на любой другой площадке для тренировок.

Иногда этикет, принятый в Айкидо, кажется каким-то культом. Айкидо – не религия. Поклоны и соблюдение специальных церемоний служит тренировке сознания, а не целям какого-либо культа или подчинения. Корректное следование этикету в Айкидо является в основном актом вежливости и внимательности к людям. Какими бы внешние формы ни были, бездумное подражание будет пустым и бездумным. Как и с техниками, необходимо наполнить форму этикета всем вашим духом, чтобы вложить в него жизнь и смысл.

Правила поведения в «Додзё»:

1. Когда входят или покидают зал для занятий «Додзё», ученики поворачиваются лицом к месту тренировок и совершают поклон, с целью благодарности за то, что они имеют место для проведения тренировок.

2. Форма для тренировки – ДОГИ. Это помогает больше сфокусировать внимание на тренировке.

3. Входя в зал, ученики приветствуют инструктора поклоном и говорят: «Осс». Знакомые ученики также приветствуются поклоном. Когда ученик входит или выходит с татами, он также совершает поклон лицом к передней стене зала. Это знак признательности всем тем, кто в прошлом и настоящем занимается развитием Айкидо.

4. Обувь должна ставиться на специальное место или на подставку для обуви. Если обувь ставится на татами, то она должна быть выровнена по краю татами. Входить в обуви на татами запрещается.

5. Когда группа готова к занятию, ученики выравниваются сидя в прямую линию. Ученики с большим званием справа, а с меньшим – слева.

6. Ученик с самым высоким рангом подает команду «Шомэн ни рэй» (Поклониться вперед), что есть знак уважения основателю и традициям Айкидо. Затем старший ученик дает команду: «Сэнсэй ни рэй» (Поклониться учителю).

7. Когда ученика поправляет учитель, ученик должен поклониться и сказать «Осс» или «Спасибо».

8. Во время занятий, тот, кто хочет покинуть татами или же заниматься чем-то другим, нежели вся остальная группа, должен сначала спросить разрешения у инструктора. Если инструктор отсутствует (занят), то можно спросить у старшего ученика.

9. Если ДОГИ во время тренировки пришло в беспорядок, партнеры должны поклониться друг другу, затем стать прямо и поправить форму.

10. Тренировка всегда начинается и заканчивается с поклона между партнерами.

11. Когда занятие заканчивается, ученики садятся на колени до того как сядет инструктор, и сидят до тех пор, пока он не встанет.

12. После того как тренировка закончена, ученики должны поклониться своим партнёрам, благодаря их за тренировку.

13. Каждый ученик обязан принимать участие в создании благоприятной атмосферы гармонии и уважения. Каждый инструктор несет моральную ответственность за действия своих учеников как в Клубе, так и за его стенами.

14. Каждый ученик обязан поддерживать чистоту в додзё, очищать свой ум и своё сердце. После окончания тренировки — Все спортивное оборудование, которым пользовались на тренировке, должно быть возвращено на свое место и зал приведен в порядок (проведена уборка).

15. Только инструктор принимает решение, будет ли он Вас обучать или нет. Вы не можете купить технику. Ежемесячные членские взносы обеспечивают Вас местом практики и предоставляют Вам скромную возможность выразить свою благодарность за обучение. Каждый ученик обязан вовремя вносить взносы. Если Вы не можете посещать тренировки в течение месяца или дольше, для сохранения за собой места в группе для занятий, советуем оплачивать членские взносы в размере 50%.

16. Нужно уважать метод проведения занятий инструктором. Татами не является местом разрешения споров, это место достижения гармонии. Все ученики должны быть преданны, дисциплинированны, активно содействовать изучению Айкидо и оберегать порядок Школы. К нарушителям правил поведения могут быть применены дисциплинарные наказания (на усмотрение руководителя), такие как: снижение в звании — «Кю» «Дан», временное отстранение от тренировок или исключение из Школы.

17. Очень важно не опаздывать и присутствовать на церемонии начала занятий. Если Вы опоздали, то следует подождать около татами, пока учитель разрешит Вам приступить к занятиям. Перед тем, как ступить на татами, поклонитесь сидя. Любой ученик, который отсутствует без уважительной причины, постоянно опаздывает может быть исключен.

18. На татами Вы должны сидеть в сейдза. Если у Вас травма, то можно скрестить ноги, но никогда ноги не должны быть вытянуты, также нельзя полулежать и прикасаться к стенам.

19. Во время занятий татами можно оставлять только в случае травмы или болезни. Никогда не стойте без дела на татами. Либо тренируйтесь, либо сидите в сейдза.

20. Всем ученикам, невзирая на обстоятельства, следует подчиняться правилам и инструкциям Президента. Инструкторов и Ассистентов. Ученики должны быть учтивы и понятливы, они не имеют права ослушаться тренера (инструктора).

21. Без разрешения Руководителя Школы — нельзя проводить выступления, учить Айкидо или участвовать в любых мероприятиях, организуемых другой школой. Не принимайте участия в деятельности, которая может нанести вред репутации Вашей Школы.

Поведение дома и в обществе.

Дома, в школе или в обществе важно, чтобы ученик следовал общепринятым правилам поведения.

Этикет речи.

В разговоре необходимо уважительно относиться к собеседнику. Это выражается в правильном подборе слов, негромком голосе, доброжелательной интонации и уважительной позиции по отношению к собеседнику. Ученик должен быть честен, вежлив и иметь чувство юмора. Неприлично «глазеть» на собеседника или прерывать его.

Разговор по телефону.

Когда Вам кто-либо звонит, рекомендуется сначала назвать Ваше имя, а затем спросить имя собеседника. После этого спросить предмет звонка. Это должно быть короткое объяснение. Важно иметь на случай необходимости блокнот около телефона.

Поведение за столом.

За обеденным столом гости ожидают, когда хозя(ин) (-йка) подаст сигнал к началу обеда. В маленьких компаниях гость ждет, пока не положат всем, а затем уже начинает есть. В больших же компаниях гости начинают есть как только перед ними поставят тарелку, так как еда может остыть. За маленьким столом лучше вести один разговор. За большим же нормально разбиться на две или более: группы, объединенные одной темой разговора. На деловом обеде гость ждет, когда хозяин начнет — первым говорить о деле. Не кладите локти на стол во время еды. В кресле надо сидеть прямо и не дуть на еду.

Представление одного человека другому.

Существуют три правила, которые можно использовать в большинстве ситуаций: надо представить мужчин — женщине, младшего — старшему, подчиненного — начальнику. Представление должно быть кратким и уважительным. Хозяин всегда пожимает руки гостям при встрече или прощании. Женщина всегда имеет право выбора, пожимать руку или нет, но мужчина всегда должен пожимать руку другому мужчине, которому он был представлен, если только это не создает неудобства окружающим.